Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на бензин в Крыму: почему растут и можно ли сделать топливо дешевле

Цены на бензин в Крыму: почему растут и можно ли сделать топливо дешевле

Эксперт Юшков пояснил высокие цены на топливо в Крыму и назвал пути решения проблемы

Увеличение стоимости бензина в Крыму в равной степени обусловлено ростом биржевых цен и отсутствием в регионе крупных игроков топливного рынка. Об этом в комментарии РИА Новости Крым рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
Согласно данным Росстата, средняя стоимость бензина марки АИ-92 в Крыму в середине мая этого года составляла 51,37 рублей, марки АИ-95 – 56,68 рублей, ДТ – 58,46 рублей за литр. По данным на 20 июня стоимость бензина АИ-92 колеблется в пределах от 52,89 – 53,50 рублей (средняя – 53,2 рубля), АИ-95 – от 57,29 до 57,90 рублей (средняя 57,6 рублей), а дизельное топливо – от 58,99 до 59,50 рублей за литр (средняя 59,25 рублей). Таким образом, за 40 дней литр АИ-92 подорожал в среднем на 1,83 рубля, литр АИ-95 – на 0,92 рубля, дизельное топливо – на 0,79 рубля.
 
В представленных на полуострове сетевых АЗС такой скачок цены назвали закономерным последствием роста стоимости топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В частности, в ходе торгов в субботу, 17 июня, бензин АИ-92 подорожал до 52,99 тысяч рублей за тонну (+1,35%), дизель прибавил 0,6% – до 50,838 рублей за тонну, а АИ-95 достиг рекордных 60,436 тысяч рублей за тонну. Анализ результатов торгов показывает, что тренд на повышение биржевых цен на топливо наблюдается с конца апреля. В период с 18 апреля по 20 июня стоимость тонны АИ-92 выросла на 13,5%, АИ-95 – на 17,4%.
 
При этом ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отметил, что рост биржевых цен не всегда оказывает прямое влияние на розницу.
 
"Крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые располагают собственными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), как правило, не пользуются биржами, а напрямую поставляют топливо своим сетям АЗС. Для них рост биржевых цен не означает, что необходимо повышать цены в рознице", – пояснил Юшков.
 
Несколько иначе обстоит дело у так называемых независимых игроков, которые приобретают топливо на бирже и реализуют через собственные сети заправок. Они более зависимы от колебаний, но в большинстве регионов страны не могут полностью переложить рост стоимости на конечного потребителя. Так как покупатели просто переедут на "соседние" АЗС и будут заправляться там. Поэтому иногда им приходится работать в убыток, но потребитель чувствует себя комфортно.
 
"В Крыму ситуация усугубляется тем, что если в других регионах страны присутствуют как независимые игроки, так и ВИНК с собственной переработкой, то на полуострове превалируют независимые игроки. У них гораздо больше возможности переложить возрастающую биржевую цену на конечного потребителя. При этом опасения, что покупатель уйдет, у них не возникает", – уверен эксперт Финансового университета при правительстве РФ.
 
Вопрос стоимости топлива для Крыма весьма болезнен, так как прямо отражается на конечной цене большинства товаров народного потребления и продуктов питания, подчеркнул собеседник. И добавил, что выход из сложившейся ситуации есть.
 
 
"Региональным органам власти необходимо скоординировать действия ВИКов и независимых игроков с тем, чтобы они покупали топливо напрямую у южных НПЗ по каким-то долгосрочным контрактам. И таким образом сдерживать рост цен для конечного потребителя", – полагает Юшков. Второй вариант снижения цен на топливо – решение правительства об увеличении объема обязательных продаж для НПЗ через биржу. Это также позволит насытить рынок.
 
Эксперт допустил возможность еще одного увеличения стоимости топлива для всей страны. Он объяснил обеспокоенность обсуждаемой сейчас на уровне правительства РФ корректировкой демпфирующего механизма (выплат из бюджета для НПЗ, чтобы они не поднимали отпускную цену – ред.).
 
"По некоторым данным, эти выплаты могут быть уменьшены, что в итоге может привести к росту цен на топливо во всей стране, так как увеличится отпускная цена с НПЗ. Раньше правительство всегда стремилось удержать рост цен на топливо в пределах инфляции, в этом году есть риск, что эту задачу выполнить не удастся", – резюмировал Юшков.
 
Ранее в Минэнерго РФ рекомендовали нефтеперерабатывающим предприятиям увеличить объем предложения автомобильного топлива на бирже. Кроме того, в министерстве выразили уверенность, что изменение биржевых цен не окажет значительного влияния на розницу, так как в преддверии ремонтного сезона на нефтеперерабатывающих заводах были созданы запасы автомобильного топлива объемом около двух миллионов тонн.
 
Автор: Элеонора Павловская
 
Источник: РИА Новости Крым, 20.06.2023

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики