Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужно ли России тратить деньги на добычу трудной нефти

Нужно ли России тратить деньги на добычу трудной нефти

Пауза в стимулировании разработки трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти может привести к провалу добычи через несколько лет. Сейчас Россия сокращает производство под влиянием внешних факторов и по условиям договоренностей с ОПЕК+. Но инвестиционный цикл в отрасли долгий - не менее 5-10 лет. В результате, откладывание начала разработки ТрИЗ может привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет в будущем, считают опрошенные "РГ" эксперты.

Ранее статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей Сазанов, заявил, что налогообложение нефтегазового сектора сейчас находится на приемлемом уровне. Позволяет, с одной стороны, получать необходимые доходы в бюджет, а с другой, дает развиваться отрасли и осуществлять инвестиции, в том числе в новые проекты. При этом вопрос о стимулировании добычи трудноизвлекаемых запасов минфин готов рассматривать не раньше 2027 года.

В Минприроды "РГ" рассказали, что прорабатывают совместно с Минэнерго и Минфином вопросы стимулирования ТрИЗ. По данным ведомства, на Государственном балансе полезных ископаемых к началу 2022 года учитывается 9,57 млрд тонн (или порядка 31% от общего числа запасов по РФ) извлекаемых запасов нефти, отнесенных в настоящее время к ТрИЗ.

Стоит уточнить, что здесь речь идет только о тех трудноизвлекаемых запасах, характеристика которых попадает под определения ТрИЗ в Налоговом кодексе, в редакции 2020 года. То есть это залежи, разработка которых имеет или имела некоторые налоговые преференции, но в список попали не все ТрИЗ. При этом, с 2020 года новых стимулов добыча даже этих ТрИЗ не получала, а нагрузка на нефтяную отрасль возросла. 

В Минэнерго весной 2023 года оценивали долю ТрИЗ в запасах углеводородного сырья в 60% с большой вероятностью ее увеличения до 70% к 2030 году. У отечественных компаний есть много технологий для добычи трудной нефти и газа, но в существующих налоговых условиях она может оказаться нерентабельна. То есть по мере истощения старых месторождений на горизонте ближайших трех лет в разработку может попасть лишь часть ресурсной базы.

Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, Россия обладает огромными ресурсами нефти в Арктической зоне (как на суше, так и на шельфе). По своим товарным характеристикам эта нефть "не трудная" - наоборот, она легкая и малосернистая. Но с точки зрения геологических и климатических факторов - это тоже трудная нефть, для добычи которой надо строить новую масштабную инфраструктуру, в том числе танкеры и ледоколы для ее транспортировки по Северному морскому пути (СМП), разрабатывать и производить оборудование в новом "арктическом" исполнении и т.д. 

Стимулирование разработки ТРиЗ является обязательным условием для поддержания стабильным уровней добычи нефти РФ в долгосрочной перспективе, считает эксперт "Яков и Партнеры" Геннадий Масаков. Текущее же снижение добычи нашей страной (в рамках ОПЕК+), больше носит финасово-стабилизирующий характер, в первую очередь в краткосрочной перспективе.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, российская нефтянка справляется с санкциями, находятся новые экспортные рынки сбыта, а добыча находится на приемлемом уровне. ТрИЗ - это среднесрочное будущее нашей нефтяной отрасли. Если сейчас не инвестировать деньги в эти проекты, это приведет к серьезному проседанию проиводства, не из-за санкций или условий ОПЕК+, а из-за внутренних проблем. Так уже произошло в середине 90-х, когда добыча упала до 300 млн тонн. Сейчас мы опять можем устроить очередной рукотворный обвал добычи из-за непродуманных налоговых решений, поясняет эксперт.

При этом в мире ожидается рост инвестиций в добычу углеводородов. По данным МЭА в 2023 году - на 11%, а Wood Mackenzie прогнозирует что к 2025 году расходы на разведку и бурение на шельфе вырастут на 20%. Компании выделят до 185 млрд долларов на разработку 27 млрд баррелей нефти, причем они сосредоточат свое внимание на более дорогостоящих и высокодоходных глубоководных разработках.

В России доля ТРиЗ в структуре нефтегазодобычи (уже разрабатываемые месторождения) за последние 10 лет увеличилась примерно с 8 до 25%, отмечает Масаков. При этом ограничением, препятствующим активному освоению ТрИЗ и шельфовых месторождений, остается малое количество высокотехнологичного оборудования, отсутствие инфраструктуры и ценовые риски. Недоинвестирование в нефтегазовой отрасли и повышенный технологический риск - основные причины низкой инвестиционной привлекательности проектов ТРиЗ в России. Поэтому для них зачастую требуются индивидуальные и справедливые налоговые условия, уточняет эксперт.

С точки зрения Андрианова, если Россия планирует в среднесрочной и долгосрочной перспективе сохранить лидирующие позиции в сфере нефтедобычи, то стимулирование разработки ТрИЗ - насущная необходимость. Освоение таких месторождений позволит обеспечить большие объемы добычи на протяжении десятилетий и гарантировать снабжение углеводородным сырьем как самой России, так и зарубежных рынков. И поэтому государство должно поддерживать такие проекты путем широкого набора стимулирующих мер, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 03.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики