Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему цены на АЗС не снижаются, несмотря на рост производства

Почему цены на АЗС не снижаются, несмотря на рост производства

Менее чем за два месяца, с начала мая, бензин в рознице подорожал на рубль, по темпам роста (1,9%) цен почти догнав инфляцию по стране (2,15%). Это произошло после почти полутора лет стагнации цен, которые не просто не росли, но даже снижались относительно исторических максимумов.

Как известно, розничные цены на топливо находятся на контроле у правительства. Цель - не допустить их роста выше инфляции. Этого пока не произошло, но темпы подорожания очень высокие. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) строго следит за всеми отклонениями от нормы в динамике цен на топливо как на розничном, так и на оптовом рынке. И ведомство уже предложило увеличить нормативы продаж бензина на бирже с 12 до 13%.

Именно на бирже начались первые нехорошие звонки с топливными ценами еще в середине апреля. Котировки пошли вверх, в июне обновив исторические максимумы. Рост совершенно справедливо увязали с сезонным фактором (в начале лета спрос растет) и периодом плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Смущали лишь темпы подорожания.

Цены подтолкнуло вверх намерение уменьшить выплаты нефтяным компаниям по демпферу на 50%

С начала июня ремонтируемые НПЗ стали возвращаться к работе, но цены и не подумали опускаться. Это было неудивительно для розницы, поскольку она реагирует на ситуацию на оптовом рынке с запозданием, но не упали и биржевые котировки, которые весьма быстро отзываются на изменения баланса спроса и предложения.

В Минэнерго 22 июня подтвердили, что дефицита бензина в России нет, более того, экспорт его снижается, а биржевые продажи растут. При этом именно в этот день марка АИ-92 обновила рекорд стоимости на бирже августа 2021 года: ее котировки впервые поднялись до 58,55 тыс. рублей за тонну.

Рост оптовых цен связали с намерением правительства вдвое сократить демпферные выплаты нефтяникам с 1 июля текущего года. Эти выплаты компенсировали разницу между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Но правительство отложило корректировку демпфера на сентябрь, что должно было немного погасить страсти, а этого не произошло.

Как отмечает глава ФНЭБ Константин Симонов, свою роль в деле подорожания бензина на бирже сыграл и сезонный фактор, и ремонты на НПЗ, но главными оказались отношения государства и нефтяников по поводу налогообложения нефтяной отрасли. Здесь ключевым фактором стало намерение правительства уменьшить выплаты по демпферу нефтяным компаниям, ввести в его расчет коэффициент 0,5, что сократит выплаты на 50%.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

Сейчас принято совершенно правильное решение отложить корректировку демпфера на осень, считает Симонов. Это должно на время снизить напряжение. Но еще важно, чтобы правила игры со стороны правительства были прозрачными и понятными для нефтяных компаний. Изначально все проблемы на внутреннем топливном рынке России решались посредством договоренностей между регулятором и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Последние всегда слушали регулятора, но этот процесс должен быть обоюдный. Сейчас регулятор услышал пожелания нефтяников, корректировка демпфера отложена. Если учесть, что у нас в цене бензина около 70% - это не прибыль компаний, а налоги и акцизы, уступка не такая уж и большая. Если корректировка все же произойдет, как планируется осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти. Чудес здесь быть не может, отмечает эксперт.

Из казны на выплаты по демпферу в этом году уходит около 100 млрд рублей в месяц. В условиях дефицита бюджета более 3 трлн рублей это непозволительная роскошь. Впрочем, у правительства для остановки роста цен остается еще вариант ограничить или полностью запретить экспорт топлива из России. Причем на экономии за счет демпферных выплат бюджет получит больше, чем с экспортной пошлины за нефтепродукты (6-8 млрд рублей в месяц). Правда, это уже может отразиться на объемах переработки нефти, что повлияет на добычу нефти - главную статью доходов казны.

По мнению Симонова, увеличение объемов продаж топлива на бирже остановить рост цен не сможет, а запрет или ограничение экспорта будут контрпродуктивны. Все эти меры из учебника Economics. Наш рынок организован совершенно по-другому. В России биржевые цены на топливо не отражают модели из кривых спроса и предложения и равновесной цены на идеальном рынке. У нас нет независимой переработки. Причем это не наш просчет. Просто никто не хотел вкладываться в рынок независимой нефтепереработки в России. Вложились ВИНК и очень сильно. Наша нефтепереработка очень сильно развилась, выросла, даже по сравнению не с советскими временами, а с тем, что было всего 10 лет назад. И, кстати, именно поэтому отрасль очень неплохо справляется с санкциями. И сейчас дополнительные административные запреты ни к чему хорошему не приведут.

При этом Симонов отмечает, что розничные цены на бензин пока отстают от темпов инфляции, а в сравнении с подорожанием на оптовом рынке их рост почти незаметен. И, скорее всего, если правительство не будет принимать радикальные, жесткие и резкие меры в сфере налогообложения, то такая ситуация сохранится и в дальнейшем, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 04.07.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики