Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» спикировал в Европе: хватит ли денег на газификацию и поворот на Восток

«Газпром» спикировал в Европе: хватит ли денег на газификацию и поворот на Восток

В первом полугодии экспорт «Газпрома» в Евросоюз, который всегда был основным источником доходов компании, снизился в четыре раза. Опустились и цены на газ. Эксперты полагают, что «Газпрому» придется корректировать инвестиционную программу, но ключевые проекты не пострадают. Тем временем ФАС предложила увеличить оптовые цены на газ для всех потребителей на 8% - как в 2024, так и 2025 годах, чтобы получить средства на газификацию.

В первом полугодии 2023 года экспорт «Газпрома» в страны ЕС, включая Сербию, снизился до 12,1 млрд кубометров. Это в четыре раза ниже показателей января-июня 2022 года, когда компания экспортировала в регион около 50 млрд кубометров. Об этом говорят данные операторов ГТС стран ЕС ENTSOG.

Европа всегда была основным источником доходов «Газпрома», но СВО на Украине привело к санкциям и контрсанкциям, в результате которых экспорт российского трубопроводного газа резко снизился. В конце весны полностью остановился Ямал — Европа через Польшу в Германию, а с конца августа — «Северный поток». Остались только украинский транзит, в ограниченном объеме из-за остановки украинской стороной приемного пункта «Сохрановка», и европейская нитка «Турецкого потока».

На доходы компании повлияет и снижение цен на топливо. Сейчас российский трубопроводный газ поставляется в Италию, Австрию, Словению, Словакию, Румынию, Чехию, Грецию и Северную Македонию. И контрактная цена зависит от котировок на европейских биржах. Если 2 января поставки газа на месяц вперед на хабе TTF торговались на уровне $ 930 за тысячу кубометров, то 30 июня — по $ 420.

«В принципе, это ожидалось, так как текущий уровень поставок в Европу сформировался ещё в сентябре, когда в результате действий Запада остановился „Северный поток“, а затем был вообще взорван в результате невиданного акта индустриального терроризма», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Он отмечает, что увеличение поставок даже технически крайне проблематично.

«Цены сейчас несколько ниже, но вообще „Газпром“ всегда достаточно консервативно подходил к планированию финансов в части оценки внешней конъюнктуры. Гораздо большая проблема — это дополнительное взимание 50 млрд рублей в месяц в бюджет в виде НДПИ, такой налог на сверхприбыль, которой сейчас в общем-то нет. И это имеет накопительный негативный эффект. Поскольку одно дело взять 50 млрд рублей в январе, когда цена газа в районе тысячи долларов, а другое сейчас, когда она снизилась до 400», — продолжает эксперт. Замдиректора ФНЭБ не исключает, что инвестиционную программу «Газпрома» необходимо будет корректировать.

«Но в то же время, думаю, что ключевые проекты и задачи от этого не пострадают», — замечает Алексей Гривач.

30 июня собрание акционеров «Газпрома» решило не объявлять и не выплачивать дивиденды по результатам деятельности компании в 2022 году.

«Ранее компания направила на выплату промежуточных дивидендов за первое полугодие 2022 года 1,2 трлн руб. — рекордный объем в истории „Газпрома“ и российского фондового рынка», — сообщили в «Газпроме». Вторая половина года, однако, оказалась не столь успешной. Заместитель председателя правления «Газпрома» Фамил Садыгов заявлял, что по результатам всего года компания получила прибыль в 1,2 трлн рублей.

В конце декабря прошлого года в «Газпроме» сообщили о том, что общий объем финансирования инвестиционной программы на 2023 год составит 2,3 трлн рублей. Среди приоритетных проектов в компании называли развитие Ямальского, Якутского и Иркутского центров газодобычи, газопровода «Сила Сибири», газоперерабатывающего комплекса «Газпрома» и проекты, обеспечивающие пиковый баланс газа.

«Основной задачей сейчас является рост поставок в Китай и строительство газопровода в Казахстан, поскольку потенциал этих рынков может позволить уже к 2030 году реализовывать дополнительно до 60−80 млрд кубометров в год», — говорит независимый промышленный эксперт Максим Худалов. Такие объемы не могут в полной мере компенсировать потери европейского рынка, но все-таки станут заметным подспорьем для роста выручки, считает эксперт.

«В этой связи инвестиционные затраты останутся ближайшие годы на высоком уровне», — замечает Максим Худалов.

Тем временем на портале проектов нормативных правовых актов появились приказы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) об утверждении новых регулируемых цен на природный газ для всех категорий потребителей. Так, с 1 июля 2024 года предлагает повысить их на 8%. И на такой же уровень — с 1 июля 2025 года.

Приказ утверждает минимальные и максимальные оптовые цены на газ, который добывает «Газпром» и связанные с ним предприятия.«Новые оптовые цены на газ начнут действовать с 1 июля 2024 года. Таким образом, их изменение будет плановым и первым за полтора года. Полученные средства будут направлены на социальную газификацию регионов и строительство новых газопроводов для потребителей. Это позволит поддерживать реализацию ремонтных и инвестиционных программ для надежного обеспечения потребителей энергоресурсом, что в свою очередь позволит предоставлять качественные услуги населению», — сообщили «Интерфаксу» в ФАС.

«Кроме того, индексация тарифов позволит ускорить темп реализации программы социальной газификации, которая стала бессрочной. Благодаря ей газ уже доведён до границ более чем 600 тыс. земельных участков», — добавили в Минэнерго России.

Источник: EADaily, 07.07.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики