Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вызовет ли рост цен на газ в России подорожание товаров и услуг

Вызовет ли рост цен на газ в России подорожание товаров и услуг

Рост тарифов для промышленности и населения на газ в 2024 и 2025 году, который предложила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), окажет незначительное влияние на темпы инфляции. Но совсем незаметным для экономики повышение не будет и может стать причиной подорожания некоторых других товаров и услуг. Например, электроэнергии, но только для оптовых покупателей, а не для населения.

ФАС предлагает повысить цены на газ в России с 1 июля 2024 года на 8% и на такую же величину - с 1 июля 2025 года. Как отмечают в ведомстве, индексация регулируемых цен на газ будет лишь на 1% выше прогнозной инфляции (по оценке минэкономразвития, инфляция в 2024 и 2025 году составит 7%).

"Полученные средства будут направлены на социальную газификацию регионов и строительство новых газопроводов для потребителей. Это позволит поддерживать реализацию ремонтных и инвестиционных программ для надежного обеспечения потребителей энергоресурсом, что, в свою очередь, позволит предоставлять качественные услуги населению", - уточняют в ФАС.

Повышение тарифов на газ для промышленности в следующие два года едва ли существенно ускорит рублевую инфляцию, ожидаемую на уровне 7%

Суммарный рост тарифов за 2 года окажется 16,64%. При этом в 2023 году цены на газ не менялись, но в 2022 году повышений было два в июле и декабре (на 5 и 8,5% - для промышленных потребителей и на 3 и 8,5% - для населения). В итоге общий рост тарифов для промышленности с начала 2022 года ко второй половине 2025 года составит почти 33%, а для населения - чуть более 30%. 

По сравнению с подорожанием газа в мире в последние два года, особенно в Европе, такой рост - мелочь. Наша проблема здесь, что рост не останавливается, а снижения цен не ожидается. Причина в том, что низкие цены на газ в России возможны во многом за счет больших доходов от его экспорта. Но с прошлого года поставки в Европу (основной в прошлом покупатель нашего газа) падают, а в этом году, по-видимому, составят около 10-15% от максимальных объемов экспорта.

Главный вопрос, насколько из-за подорожания газа могут вырасти цены на товары и услуги в России, а также повыситься тарифы на электричество (ведь на газ приходится основная доля генерации электричества и тепла). 

Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, повышение цен на газ несколько опережает прогнозируемый темп инфляции и может служить фактором дополнительного инфляционного давления. Рост цен на газ достаточно полно транслируется в цены на электроэнергию для промышленности. Последняя по времени индексация цен на газ "Газпрома" проводилась в декабре 2022 года, они были повышены на 8,5%. Соответственно, "Совет рынка" спрогнозировал рост тарифов на электроэнергию для промышленности на 8,6% в 2023 году. Новое повышение может привести к аналогичному росту цен для промышленных предприятий, считает эксперт.

По мнению консультанта "Выгон Консалтинг" Евгении Поповой, последовательное повышение цен на газ вряд ли существенно ускорит рублевую инфляцию. Этому препятствует проводимая ЦБ РФ политика таргетирования инфляции. Также для раскручивания инфляционной спирали должен наблюдаться параллельный рост спроса, а он маловероятен в связи с тем, что доходы населения растут медленнее. Снижение дефицита нефтегазовых доходов может сыграть как дезинфляционный фактор, уточняет Попова.

Схожую точку зрения высказал замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, который считает, что в итоге себестоимость производства даже для самых газоемких предприятий вырастет максимум на 2-3%. Для большинства же на доли процента. Но многие могут использовать решение о росте тарифов как предлог для повышения цен, считает эксперт.

При этом вопреки распространенному мнению возможный рост тарифов на газ в 2024 и в 2025 году едва ли сможет компенсировать экспортные потери "Газпрома". Не стоит забывать, что прогнозируемую инфляцию рост тарифов опережает лишь на 1%.

Как отмечает Андрианов, на внутреннем рынке газ стоит в четыре с лишним раза дешевле, чем на экспорт. Причем в прошлом на поставки за границу приходилось примерно три четверти выручки "Газпрома". С учетом изменения курса рубля даже при условии повышения внутренних цен "Газпром" смог бы заработать на внутреннем рынке меньше (в долларовом выражении), чем в 2021 году. Поэтому сейчас речь идет скорее о сохранении доходности операций на внутреннем рынке в текущих непростых условиях.

Схожее мнение высказывает Попова: при последовательной индексации цен на газ в 2024 и в 2025 году для промышленности и для населения на 8% они составят 6721 рубль за тысячу кубометров и 5265 рублей за тысячу кубометров соответственно. В случае роста потребления газа на внутреннем рынке хотя бы на уровне 1,5% ежегодно, дополнительные доходы Группы Газпром в 2025 году могут составить примерно 300 млрд рублей, что является несущественным (10-15%) в сравнении с выпадающими экспортными доходами - от 2 до 3 трлн рублей в зависимости от объема выпадающего экспорта в Европу, цен на газ и валютного курса рубль/доллар.

Один процент сверх уровня инфляции это примерно 40-50 рублей дополнительной выручки на тысячу кубометров, уточняет Гривач. Мягко говоря, очень скромная компенсация выпадающих доходов. Чисто символическая. И только через год.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 10.07.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики