Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чиновники Минфина готовы пересесть на отечественные автомобили

Чиновники Минфина готовы пересесть на отечественные автомобили

Бюджетный кризис в РФ связан с медленной настройкой нефтяных налогов

Глава Минфина Антон Силуанов отчитывался в Госдуме об исполнении бюджета 2022 года как раз в тот момент, когда вновь потребовался пересмотр нефтяных налогов, а сами нефтегазовые доходы казны оставались наполовину ниже прошлогоднего уровня. О западных санкциях против российского нефтегазового экспорта стало известно более года назад, и российские экспортеры уже адаптировались к ним. Чего не скажешь о нашей налоговой системе. Недобор нефтегазовых налогов стал ключевой причиной резкой девальвации рубля, о чем прямо заявили чиновники Центробанка.

Основной задачей бюджетной политики в прошлом году было выполнение всех основных приоритетов социально-экономического развития – это удалось сделать, сообщил во вторник министр финансов Антон Силуанов в ходе отчета по исполнению бюджета в Госдуме. «Помогли людям, проиндексировали пенсии, прожиточный минимум, МРОТ. И размер этой индексации составил 10% с июня прошлого года», – рассказал глава Минфина. Правда, рубль с июня прошлого года подешевел к американскому доллару почти на 50%, и главной причиной этого стал недобор нефтегазовых налогов, к которому так или иначе приложил руку Минфин.

Нефтегазовые доходы в первой половине 2023 года оказались на 47% ниже прошлогоднего уровня, что в значительной мере и определило текущий бюджетный дефицит в 2,6 трлн руб. Минфин объясняет недобор нефтегазовых доходов «высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа». Но есть и еще одна причина, о которой умалчивает ведомство Антона Силуанова. Недобор нефтяных налогов связан с запоздалой адаптацией налоговой системы РФ к тем изменениям, которые были очевидны еще год назад. Уже весной прошлого года стало понятно, что привязка российских нефтяных налогов к старым индикативным сортам нефти больше не работает. И даже предложенные Минфином налоговые поправки не решают проблему недобора нефтяных налогов и бюджетного дефицита, который приходится компенсировать девальвацией рубля.

«Растущая непрозрачность ценообразования на экспортируемую российскую нефть – это одна из ключевых проблем российского нефтяного экспорта», – утверждает Алексей Громов, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина. В качестве примера он приводит тот факт, что налоги с нефтяных компаний исчислялись в начале 2023 года на основе декларированной экспортной цены барреля нефти Urals в 42 долл. за баррель, тогда как официальная индийская статистика показала, что за эту нефть индийские покупатели платили 79,8 долл. По словам Громова, при экспорте российской нефти действуют серые схемы, бенефициарами которых являются в том числе и российские нефтяные компании. «Предложенный Минфином «костыль» в виде назначаемого дисконта цен на российскую нефть по отношению к мировым ценам не решает проблему», – утверждает Громов (см. «НГ» от 18.06.23).

Справедливость этих утверждений доказывает тот факт, что Минфин снова собирается переделывать свои налоговые «костыли». Хотя механизм девальвации ради сокращения бюджетного дефицита уже был запущен. «У нас же нет бесконечных ресурсов для того, чтобы бесконечно бюджетный дефицит балансировать. Мне кажется, у нас проблема в том, что нам надо возвращаться к бюджетному правилу с точки зрения более сбалансированного бюджета, это сократит влияние бюджета на курсы», – объяснила в прошлый в четверг первый зампред Банка России Ксения Юдаева (см. «НГ» от 06.07.23).

Минфин изучает возможность перехода на привязку нефти к котировке сорта Dubai либо снижения максимально возможной скидки для сорта Brent с 25 до 20 долл. за баррель. Об этом говорили в июне глава Минфина Антон Силуанов и его заместитель Алексей Сазанов.

Цена на российскую нефть марки Urals в порту Новороссийска составляла 57,7 долл. за баррель, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на данные Argus Media Ltd. Заметим, что баррель индикативного сорта Brent торговался на биржах в это же время в интервале 76–78 долл. Таким образом, российская нефть вывозится из наших портов с точным соблюдением санкционного ценового потолка, о введении которого было объявлено 10 месяцев назад. А для конечных покупателей скидка на российскую нефть упала до 4 долл. за баррель, сообщила газета Times of India со ссылкой на несколько источников в индийской нефтяной отрасли.

«Про многие вещи можно сейчас сказать, что хорошо бы их было сделать еще вчера. Но мы видим, что адаптация нашего нефтяного экспорта и налоговых норм еще продолжается», – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. По его словам, российский бюджет совсем «не разорван в клочья». И нынешние нефтегазовые доходы казны вполне сопоставимы с доходами во время пандемии. При этом Митрахович указывает на принципиальную разницу между скидками к ценам барреля Urals в российских портах и тех скидках, которые видят для себя, например, индийские покупатели. К ценам продажи нефти в порту (FOB) добавляются расходы на страховку и траспортировку, напоминает эксперт.

Примечательно, что, не добирая многие сотни миллиардов рублей нефтяных доходов, Минфин с радостью включается в обсуждение частных инициатив, которые должны понравиться пострадавшему от девальвации рубля населению. Минфин, курирующий регулирование госзакупок, готов поддержать введение требований по уровню локализации производства при закупках автомобилей для государственных нужд, заявил во вторник Антон Силуанов. «Поддерживаю эту позицию, нам нужно действительно для государственных нужд закупать автомобили, которые произведены в нашей стране и состоят из большого количества отечественных комплектующих. Это 100-процентно верно», – сказал он.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 11.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики