Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если будет стоить 70, это вызовет социальное раздражение»: почему взлетели цены на бензин?

«Если будет стоить 70, это вызовет социальное раздражение»: почему взлетели цены на бензин?

Нефтяники взвинтили оптовый прайс перед сентябрьской налоговой «стрижкой». Розница пока отстает

«Рост цен на бирже — это полбеды, гораздо хуже, когда цены в рознице сдерживают, независимые АЗС в этих условиях работать не смогут, а они продают 40 процентов нефтепродуктов в России. Им остается либо разориться, либо уйти с рынка, либо заниматься недоливом, продавать топливо из-под полы по повышенным ценам, разбавлять», — обеспокоены эксперты «БИЗНЕС Online». Оптовые цены на топливо за месяц взлетели на 4–8%, а розничные за полгода — на 2–3%. Этот разрыв может привести к краху независимых заправщиков, дефициту топлива и дестабилизации рынка. Подробности — в нашем материале.

Рост цен на топливо в рознице пока заметно отстает от биржевых котировок

Биржевые цены на бензин марки АИ-92 продолжают бить исторические рекорды стоимости и, судя по тренду, останавливаться не планируют. Марка АИ-95 достигла максимума еще в середине июня. Сейчас же котировки на него располагаются практически под его максимальным уровнем. 

Вчера биржевая цена бензина марки АИ-92 в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже превысила 60 тыс. рублей за тонну и составила 60 017 рублей. К концу торговой сессии цена откорректировалась, и закрытие произошло на отметке 59 816 рублей за тонну. Рост котировок за месяц составил 8,4%. Биржевые цены на бензин марки АИ-95 выросли за это же время на 4,6% до 66 556 рублей за тонну. Это также является максимумом с 23 июня — тогда стоимость топлива составляла 65 330 рублей за тонну.

Стоимость топлива начала расти еще в конце февраля – начале марта. Тогда АИ-92 и АИ-95 за месяц прибавили в цене на 18% и 11% соответственно. Котировки вверх толкало увеличение цен на нефть Brent, которая превысила $84 за баррель.

Главная причина подорожания связана с предложением минфина вдвое снизить топливный демпфер. Как сообщали СМИ в начале июля, в министерстве подготовили поправки о корректировке параметров налогов в нефтяной отрасли. Проект, помимо прочего, предполагает двукратное сокращение демпферных субсидий на три года — с сентября 2023 до конца 2026 года, а не на год, как планировалось. По расчетам Reuters, выплаты по демпферу за июнь составят около 120 млрд рублей. Таким образом, при сохранении такого уровня выплат в сентябре бюджет может сэкономить около 60 млрд рублей в месяц. Поставщики же переложат эти потери на потребителей.

Еще один повод для роста стоимости — увеличение объемов экспорта топлива, в том числе и бензина, за счет Турции, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Биржевые цены вверх толкает и резкое ослабление рубля. Для российских поставщиков экспорт становится привлекательнее торговли на внутреннем рынке. По этой причине правительство рассматривает вопрос квотирования экспорта нефтепродуктов, по сути, ограничивая поставки на экспорт. Это может разрушить цепочки поставок, которые российские нефтеперерабатывающие компании только начинают выстраивать в условиях санкционных ограничений.

Розничные цены заметно отстают от оптовых. С конца прошлого года бензин марки АИ-92 на заправках в Татарстане подорожал на 2,5%, АИ-95 — на 3,1%. Но это статистика. По факту бензин подорожал в республике на 10–12%. АЗС за счет скидок и различных бонусных акций делали на продаваемый бензин скидку от 2 до 4 рублей в зависимости от оператора. Сейчас же все АЗС мало того, что подняли цены на топливо, так и отменили все прошлые преференции для своих клиентов.

«Независимые АЗС работать не смогут, им остается либо разориться, либо уйти с рынка»

Розница отстает от опта из-за жесткого административного регулирования, полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Последствия могут оказаться катастрофическими для частных АЗС, говорит аналитик. «Сама по себе проблема роста цен на бирже — это полбеды, гораздо хуже ситуация, когда рост цен в рознице сдерживается, независимые АЗС в этих условиях работать не смогут, а они продают 40 процентов нефтепродуктов в России, — сетует эксперт. — Им остается либо разориться, либо уйти с рынка, либо заниматься недоливом, продавать топливо из-под полы по повышенным ценам, разбавлять. Возникнет дефицит, рынок будет дестабилизирован».

Ударит это и по потребителям, уверен Митрахович: «Если вы купили качественный автомобиль и залили в него некачественное топливо, ущерб для вас может быть гораздо больше [чем из-за роста расходов на заправку машины]».

Рост оптовых цен связан с налоговым давлением, указывает собеседник нашего издания. Помимо снижения выплат по демпферу, правительство перенесло на 2027 год налоговый вычет в 20% от ставки налога на добычу полезных ископаемых для выработанных месторождений. Эта отсрочка позволит бюджету сэкономить порядка 100 млрд рублей в год. Если поправки минфина примут, с сентября НДПИ, налог на добавленный доход и экспортная пошлина будут рассчитываться исходя из максимального дисконта Urals к Brent в $20 за баррель. «Рост цен наблюдается из-за ожидания увеличения этой налоговой нагрузки на нефтяников, говорит Митрахович. — Но если ВИНКи могут субсидировать розничные продажи за счет экспорта, то частные заправщики такими ресурсами не располагают».

В ближайшие два месяца значительного роста оптовых цен на топливо наш собеседник не ожидает. Однако с сентября и октября цены снова могут рвануть вверх. «Это может произойти, если правительство не пойдет на уступки нефтяникам по налогам и другим вопросам», — рассуждает Митрахович. Призыв продавать больше нефтепродуктов на бирже или квотирование экспорта он не одобряет. «Вряд ли требование увеличить объемы продаж поможет — число игроков у нас небольшое, практически все НПЗ принадлежат ВИНКам, а квотирование экспорта — это удар по тем отраслям, которые являются кровью нашей экономики — нефть и нефтепереработка. Если ограничить продажу бензина и дизеля, начнут продавать нафту. Запретят нафту — начнут продавать сырую нефть. И куда мы с такими методами придем?»

Рост цен на топливо продолжится еще 1,5 месяца со скачками и откатами, полагает руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Собеседник нашего издания связывает это с ростом спроса на топливо от автомобилистов-путешественников. «Ж/д и авиабилеты в силу сезонных колебаний сильно скакнули вверх, и люди стали чаще ездить на машинах в попытке сэкономить. Этот эффект повышенного спроса также подтолкнул цены», — говорит Масленников.

Собеседник издания полагает, что рост цен на топливо вскоре привлечет внимание регуляторов. «Если бензин будет стоить 70 рублей, это серьезное социальное раздражение, полностью исключать такую вероятность нельзя, — говорит эксперт. — В регионах очень неравномерная ценовая политика. Но может быть и обратная ситуация. Государство может вмешаться и ввести меры стимулирования продавцов топлива — например, субсидировать им самовывозом топлива с НПЗ. Все зависит от расторопности региональных администраций».

Автор: Фаиль Гатаулин

Источник: БИЗНЕС Online, 13.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики