Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Странам ОПЕК+ тяжело отказаться от доллара из-за технической и экономической сложности перехода на национальные валюты

Странам ОПЕК+ тяжело отказаться от доллара из-за технической и экономической сложности перехода на национальные валюты

Страны ОПЕК не спешат отказываться от доллара в расчетах за энергоресурсы, несмотря на то, что в основном поддерживают начинание России перехода в торговле нефтью на национальные валюты. Дело не в политическом лукавстве, а в технической и экономической сложности такого перехода. Наша страна пришла к этому после обострения противостояния с Западом, у большинства стран ОПЕК такого стимула нет.

Импортеры нашей нефти в большинстве случаев были не против перейти на свою валюту, но это оказалось не всегда выгодно нашим компаниям. Яркий пример - индийские рупии, которыми расплачивались за нашу нефть. Их было сложно вывести из Индии и их было сложно конвертировать в другие валюты.

Другие, кроме России, страны - экспортеры нефти, входящие в ОПЕК+, продолжают торговлю в долларах. Это подтвердил в начале июля президент национальной нефтяной компании Saudi Aramco Амин Нассер. Он заявил, что саудовская нефть продается только за доллары. Исключением можно было бы назвать ОАЭ, которые торгуют за свои дирхамы, причем эта валюта также используется для сделок с другими странами, в том числе с российской нефтью. Но дирхам официально полностью привязан к доллару, повторяя все его колебания. Фактически это торговля в сфере влияния валюты США.

Альтернативой доллару часто называют китайский юань. Как отмечает эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, страны ОПЕК заинтересованы в развитии экономических отношений с Китаем и, думаю, будут продавать свою нефть за юани. Но международная система расчетов в нефтегазовом комплексе выстраивалась десятилетиями и обрастала множеством инструментов финансовой инфраструктуры, включая биржи, ценовые агентства, международную систему расчетов и т.д. Поэтому переход на юани подразумевает не просто замену в договорах названия одной валюты на другую, а создание новой финансовой инфраструктуры. Это вопрос не столько стратегии, а тактики, перестройки повседневной практики операционной деятельности. А учитывая традиционный восточный консерватизм - это дело небыстрое. 

Доллар пока остается самой удобной валютой для расчетов, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Всем понятно, что это создает перекосы в мировой торговле, дает преимущества США, которыми они грубо пользуются, но система удобна и комфортна для расчетов. Система несправедлива, но чтобы ее сломать, нужно приложить титанические усилия и огромные средства. Вся банковская и страховая система заточена под доллар. Сегодня даже если операции проходят в других валютах, в действительности часто расчеты идут через доллар.

По мнению Симонова, идея перебраться в китайский юань также не самая лучшая. Мы просто пытаемся заменить доллар другой валютой. Но юань де-факто тоже неконвертируемая валюта. Курс юаня устанавливается Коммунистической партией Китая. Поэтому, возможно, стоит вернуться к старой идее чем-то обеспеченного рубля. Хотя бы той же нефтью или газом - углеводородного или энергетического рубля. Сегодняшний рубль такую роль выполнять не может. Плавающий курс, которым мы так гордимся, это большая проблема для внешних расчетов. 

С точки зрения Андрианова, рубль является одной из самых ресурсообеспеченных валют. Но существует два препятствия, которые мешают его использованию для международных расчетов за углеводороды. Первое - политическое давление со стороны США. Второе - отсутствие таргетирования курса рубля. Это не дает возможности обеспечивать трансграничное кредитование, препятствует превращению рубля в региональную расчетную систему.

Переход на юани подразумевает создание новой финансовой инфраструктуры

При этом доля рубля в экспорте за май составляла 39,3%, в импорте - 30%. Это вроде как неплохой результат. Но, как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, это создает негативные последствия для курса рубля, поскольку часть экспортной выручки за нефть просто не попадает на российский валютный рынок. Продажи сырья за всякие экзотические валюты тоже не улучшают ситуацию. Мониторинг ЦБ РФ показывает, что экспортная выручка российских компаний в долларах и евро очень сократилась. Если раньше совокупный приток этих двух валют в среднем за месяц был 35-40 млрд долларов, то в апреле-мае 2023 года он составил около 5-6 млрд долларов. А объемы импорта в долларах и евро в апреле-мае 2023 года стали выше экспортной выручки - 8-8,5 млрд долларов в месяц. Ведь за параллельный и легальный западный импорт нельзя расплатиться юанями и рублями. По этой причине нарастание дефицита долларов и евро в первую очередь влияет на внутренний курс рубля.

Если мы и дальше будем продвигать расчеты за российское сырье на экспорт за рубли, надо быть готовым к тому, что в стране возникнет острый дефицит валюты - это означает вообще любой курс доллара и евро. В других странах такая ситуация приводила к возникновению множественных курсов: официальный (низкий), для коммерческих операций (высокий) и для наличной валюты (еще выше), уточняет Потанин.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики