Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реформа электроэнергетики: что получилось из задуманного?

Реформа электроэнергетики: что получилось из задуманного?

(фрагмент)

Около десяти лет назад было объявлено о реформе электроэнергетического сектора России и переходе к созданию новой модели рынка. В 2008 году ликвидировано РАО «ЕЭС России», но сегодняшнее положение дел в энергетике вряд ли приблизилось к целям реформы: вновь усиливается роль и участие государства в регулировании тарифов, увеличивается рыночная доля компаний с госучастием, наметилась тенденция к слиянию компаний, а износ сетевого хозяйства, по оценкам Минэнерго, достигает 70%. По мнению экспертов, назрела необходимость в новой волне реформ для того, чтобы устранить дисбалансы. Кроме того, аналитики отмечают, что электроэнергетические компании рискуют потерять долю рынка, поскольку уже при текущем уровне цен для промышленных предприятий целесообразно строить собственные генерирующие мощности.

Как по прошествии нескольких лет оценить результаты проведенной реформы? Насколько жизнеспособной оказалась новая модель рынка? Удастся ли переходом на RAB-регулирование устранить проблему изношенной инфраструктуры? Может ли электроэнергетика существовать без активного вмешательства государства или без этого не обойтись? Как на сегодня обстоят дела с конкуренцией в энергетике? Какова оценка перспектив всего сектора? На акции каких компаний стоит обратить внимание частным инвесторам?

Участники конференции:

Сергей Кондратьев, завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Гуляев, руководитель управления рыночных исследований ИФД «КапиталЪ»

Василий Конузин, руководитель аналитического управления ИФК «Алемар»

Дмитрий Терехов, старший аналитик ИК «Грандис Капитал»

Алексей Ковалев, аналитик ИК «Финам»

— Могут ли уважаемые эксперты назвать какие-то позитивные последствия реформы?

Александр Пасечник: Увы, реформу электроэнергетической отрасли России, продолжавшуюся около 7 лет и завершившуюся 1 июля 2008 года (датой, когда РАО «ЕЭС России» официально прекратило свое существование), нельзя считать успешной: за годы подготовки к структурной трансформации кластера так и не было разработано последовательной и эффективной стратегии по дроблению РАО.

Если философски, то позитивно только само слово — реформа… за почти 7 лет — все делалось наспех…

— Что будет с МРСК ЮГА в предверии олимпиады 2014 года? Будут ли какие-нибудь модернизации (оборудование и управление)?

Александр Пасечник: Все что связано с сочинской Олимпиадой-2014 — на особом контроле правительства… потому полагаю, у генераций и сетей, представленным в Черноморье, хороший потенциал у бумаг… Правда на дивидендную доходность едва ли стоит рассчитывать — так как задача на трехлетку — максимум инвестиций…

— Реформы, по сути, сводятся к приватизации активов. Приватизация должна продолжаться? Считаете ли вы, что частная электроэнергетика эффективнее государственной или все же возврат к госсобственности позволит спасти хотя бы часть структуры?

Александр Пасечник: В том бардаке, который происходит — взятые с потолка суммы за подключение мощности, срывы инвестпрограмм, безудержный рост тарифов, проблемы аварийности и сетях и на инфраструктурных модулях, сложности в эффективности законодательной базы — по-моему, конечно лучше госконтроль, пусть не тотальный (миноритарии вполне допустимы, даже блок-пакеты). Тогда государству не с кого будет спрашивать, как с самого себя. И кроме того, централизованная система поначалу едва ли позволит нивелировать риски возникновения «блэкаутов», но по крайней мере, поможет оперативнее их устранять…

— Как должна проходить новая реформа? Какие главные ошибки чубайсовской реформы надо учесть?

Александр Пасечник: Вообще сомневаюсь, что реформа в таком виде, каком она произошла — верная… Обещанную Анатолием Чубайсом конкуренцию отрасль не получила, и уж тем более снижения тарифов…
Но с точки зрения инвесторов, реформа прошла блестяще. Ведь в их руки практически бесплатно перешли колоссальные генерации под гарантии стратегических инвестиций, рассчитанных до далекого 2020 года. А вот государство столкнулось с рядом серьезных проблем — не стоит забывать сложности по реализации крупных госпакетов ОГК и ТГК на аукционах — нередко они были сорваны, сроки торгов переносились в связи с отсутствием заявок. Зачастую в энергохолдинге довольствовались одним запросом и с крупным дисконтом избавлялись от «проблемных» сбытов, особенно в последние несколько месяцев жизни РАО «ЕЭС России».

Полагаю, что с точки зрения конкурентного рынка и выполнения наказов правительства добиться снижения энерготарифов за счет демонополизации рынка реформу можно считать провалившейся.

И сейчас мы видим, что доля государства в энергосистеме вновь стремительно растет — идет новый процесс консолидации на базе госхолдингов («Интер РАО», «Газпромэнергохолдинг»). Свежий пример — 20 июня стало известно, что компания «Интер РАО ЕЭС» намерена приобрести или выменять на свои бумаги 75% акций генкомпании «Квадра» (бывшая ТГК-4). Федеральная антимонопольная служба сообщила, что в ведомство поступило соответствующее ходатайство от ЗАО «Интер РАО Капитал» (дочерняя компания госхолдинга).

— Почему правительство обмануло инвесторов, укоротив рост тарифов (понятно, что поддерживали экономическое развитие страны, но зачем было давать голословные обещания)? После подобных действий, как строить бизнес-план инвесторам и будет ли у них желание вкладываться в Россию?

Александр Пасечник: Минуточку, никто никого не обманывал… вспомните — в ходе реформы РАО ЕЭС инвесторы по сути бесплатно получили активы разделенной энергосистемы под гарантии долгосрочных инвестиций в модернизацию… В кризис 2008 года им государство пошло на уступки, позволив сократить инвестпрограммы, правда это коснулось прежде всего генераций с превалирующим госучастием… Сейчас ситуация такова, что тарифы нужно сдерживать, чтобы обуздать инфляцию — предвыборный год, а необузданный рост тарифов — это рост социальной напряженности в обществе… Так почему генерациям теперь не подчиниться правительственному решению о сдерживании роста тарифов?… Тем более что к отрасли до сих пор масса вопросов по части взимания платы за подключение, срывов ими сроков инвестпрограмм и торможения темпов модернизации, в то время как еще не забыты громкие скандалы с «золотыми парашутами» и неадекватными поощрениями для топ-менеджеров некоторых генераций…

Источник: Финам. RU, 28.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики