Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной союз России и саудитов бесит Запад

Нефтяной союз России и саудитов бесит Запад

Саудовская Аравия теряет лидерство в ОПЕК+ и отдает его России, уверяет Международное энергетическое агентство. При этом цены на нефть уже стабилизировались, пишут западные СМИ. Однако в реальности Саудовская Аравия не является жертвой России и идет на сокращение добычи осознанно. Именно потому, что на самом деле до стабилизации нефтяных цен еще может быть далеко.

Саудовская Аравия, как крупнейший производитель нефти в альянсе ОПЕК+, уступает России лидерство по добыче нефти, заявило МЭА. Королевство Персидского залива в последние месяцы сократило добычу нефти и пожертвовало своей долей рынка в попытке поддержать низкие цены на нефть, которые ударили по его доходам, пишет WSJ.

Reuters считает, что действия Саудовской Аравии и России уже стабилизировали цены на нефть.

Нефть марки Brent действительно подросла до 80,56 доллара за баррель. Однако российские эксперты уверены, что говорить о стабилизации цен на нефть еще рано, а МЭА специально пытается настроить Россию и Саудовскую Аравию друг против друга. Западные СМИ хотят представить выгодную, с их политической точки зрения, нефтяную картину. 

 

В реальности Саудовская Аравия совсем не выступает в данных обстоятельствах как жертва России. «МЭА пытается разжечь противоречия между Россией и Саудовской Аравией, что якобы саудитам приходится жертвовать долей рынка в пользу России. Расчет на то, что саудиты это прочитают и будут переживать на эту тему. А в реальности каждый пытается находить рациональные шаги в текущей ситуации. Саудовской Аравии, конечно, лучше поддержать цены на нефть, сократив часть производства, и выиграть на цене. Иначе цены могут просесть при условии не быстрого восстановления китайской экономики или на фоне опасений глобальной рецессии», – рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Именно поэтому, кроме общего соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи, внутри картеля весной были заключены допсоглашения со стороны отдельных его членов. И недавно Саудовская Аравия и Россия заявили о новых добровольных сокращениях. Саудиты сокращают добычу на 1 млн баррелей в сутки в июле и продлили на август, Россия сначала пошла на сокращение добычи на 0,5 млн баррелей в сутки, а с августа намерена сократить еще экспорт на 0,5 млн баррелей.

«Это уже такие двусторонние взаимные обязательства России и Саудовской Аравии, на которых МЭА просто пытается спекулировать. Если бы Саудовская Аравия, наоборот, увеличила добычу и вытеснила с рынка Россию, то это, конечно, отвечало бы политическим целям Запада. Но Саудовской Аравии это зачем? Зачем ей так рисковать и обваливать цены? Чтобы потом и против Саудовской Аравии применили механизм предельных цен и санкции? Саудовская Аравия играет в свою игру, которая для нее более выгодна», – считает Митрахович.

 

Падение цен на нефть невыгодно ни бюджету, ни экономике Саудовской Аравии. Поэтому лучше продавать меньше, но по более высокой цене. «Саудовская Аравия отдает России долю рынка по объемам экспорта, но Россия продает свою нефть с дисконтом и увеличенной стоимостью логистики. Саудиты, наоборот, повысили экспортные цены для Азии и Европы в первом квартале 2023 года и еще раз их поднимают для США, северо-западной Европы и Азии с августа 2023 года, куда они поставляют 60% всех своих экспортных объемов. Поэтому в денежном выражении лидерство по доходам от продажи нефти останется за Саудовской Аравией», – говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Кроме того, саудиты прекрасно понимают, что эти сокращения добычи не навсегда, они – временные.

«Если посмотреть на долю России на 2024 год по соглашению, то ее доля будет ниже, чем доля Саудовской Аравии. При условии, что Саудовская Аравия прекратит сокращение добычи, которое анонсировала. Поэтому разговоры о том, что Россия съедает долю саудитов – это политические манипуляции, которыми МЭА, Reuters, Bloomberg и прочие с удовольствием занимаются», – отмечает Митрахович.

 

А о стабилизации рынка нефти можно будет говорить лишь тогда, когда добыча стабилизируется, и не надо будет ее вынужденно сокращать, как сейчас, а цены на нефть Brent будут выше 80 долларов за баррель, так как ранее страны ОПЕК+ говорили о комфортной для них стоимости нефти около 90 долларов, добавляет Чернов.

Прогнозы по нефти давать в текущих условиях сложно. «Если цены будут падать в течение нескольких месяцев подряд в силу разных обстоятельств, то, возможно, ближе к осени или осенью мы услышим о новых сокращениях в рамках ОПЕК+. Это может быть даже не продление текущих ограничений, а новое соглашение», – не исключает Митрахович. Такое возможно, если экономика Китая будет восстанавливаться не так быстро, как хотелось бы. Либо грянет глобальная рецессия, которая убьет спрос на черное золото.

Чернов считает, что Россия и Саудовская Аравия не будут спешить сразу после августа отменять свои ограничения, так как в августе цены должны лишь только закрепиться выше 80 долларов за баррель и начать стабилизироваться.

«Полагаю, что отменять ограничения они начнут лишь тогда, когда стоимость Brent стабилизируется возле 90 долларов за баррель, или когда увидят увеличение мирового спроса на нефть выше объемов ее предложения на рынке», – полагает экономист.

 

Чернов ожидает, что экономика Китая все же начнет восстанавливаться во втором полугодии, поэтому в третьем квартале у стоимости нефти марки Brent есть все шансы закрепиться в диапазоне 80-87 долларов за баррель, а в четвертом квартале 2023 года перейти в диапазон торгов 86-98 долларов за баррель Brent.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 14.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики