Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переходим на "зелень", но дорогой СПГ нам тоже нравится: у ФРГ раздвоение личности

Переходим на "зелень", но дорогой СПГ нам тоже нравится: у ФРГ раздвоение личности

Uniper делает ставку на спот при покупке СПГ, причем не задумываясь о том, что при таких сделках компания тратит огромные суммы, чем в случае с долгосрочными контрактами. Зато другой энергетический гигант делает ровно наоборот. И все это на фоне энергоперехода.

После добровольно-принудительного отказа Германии от российского газа очень остро обозначилась проблема покупки энергоносителей, особенно по приемлемым ценам.

Вот только недавно национализированная компания Uniper, в которую государство вложило почти €30 млрд, продолжает искать контракты на спотовом рынке (где цена газа меняется каждый день). Новый исполнительный директор концерна Майкл Льюис заявил, что это необходимо из-за предположительного падения спроса на газ после 2030 года.

При этом другой немецкий гигант – RWE – уже заключил долгосрочный контракт американской Sempra Energy о поставках СПГ по 2,25 млн т СПГ в год в течение 15 лет. Какое-то раздвоение получается. 

Газ больше не нужен

Ни для кого не секрет, что Германия сделала ставку на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). И даже то, что эта ставка оказалась проигрышной, не останавливает немецкое "зеленое" правительство. Даже в то время, когда ВИЭ было подкреплено дешевым российским трубопроводным газом, возникали проблемы.

Например, зимой 2021 года, когда миллионы солнечных панелей в Германии оказались покрыты снегом, а 30 тысяч ветряных турбин остановились из-за обледенения. В тот период выработка возобновляемой энергии в стране колебалась где-то между 0% и 3%. Если бы ФРГ тогда полностью перешла на ВИЭ, это бы означало отсутствие электричества практически в 100% домов. Но в 2021 году положение смогли спасти благодаря природному газу и углю.

В 2023 году, когда подземные хранилища газа (ПХГ) так просто заполнять уже не получается, в Германии, которая продолжает полагаться на ВИЭ, только в январе произошло два крупных блэкаута. Как бы ни хотелось правительству ФРГ перейти на экологически чистые источники энергии, это пока не представляется возможным. 

Для того чтобы обеспечить жителей электричеством, а свою экономику процветающими производственными предприятиями, необходимы стабильные источники энергии. И на данный момент – это газ и уголь.

Однако знаменитая немецкая компания Uniper, в которую правительство вложило €29 млрд, чтобы та смогла продолжать закупать "голубое топливо", не торопится заключать долгосрочные контракты. Новый исполнительный директор компании Майкл Льюис заявил, что Uniper делает ставку на спотовые сделки по поставкам СПГ. Они, как правило, краткосрочные, менее выгодны для покупателя. Причем в энергетическом концерне объясняют такую стратегию все тем же энергопереходом. По словам Льюиса, после 2030 году спрос на газ существенно снизится, "когда ЕС нарастит мощности альтернативных источников энергии".

Стоит отметить, что спрос на "голубое топливо" в Евросоюзе действительно снижается. Как пишет Reuters, ссылаясь на данные Eurostat, потребление газа в Европе сократилось на 10-15% по сравнению с десятилетием до 2022 года. Но происходит это вовсе не из-за "зеленого перехода". Энергетический, финансовый, а теперь и банковский кризисы влияют не только на население, делая жизнь в Европе менее сытой и комфортной. Производственные предприятия не могут оплатить счета за электричество, а растущая инфляция и вовсе часто делает их работу нерентабельной. В итоге многие компании либо переносят производства, либо приостанавливают его, либо вообще объявляют о банкротстве:

  • Химическая промышленность спешно покидает Германию (Covestro сокращает производство, BASF закрывает свои заводы в ФРГ, Evonik Industries AG обанкротилась);
  • Volkswagen и BMW приостановили работу в Европе;
  • одно из старейших металлургических предприятий – Eisenwerk Erla – свернуло свою деятельность;
  • разорились две старейшие пивоварни Memminger и Friedenfels;
  • крупная сеть магазинов Peek & Cloppenburg, зарегистрированная в Дюссельдорфе, заявила о банкротстве, а другой сетевой ритейлер Galeria Karstadt Kaufhof закрыл около 50 своих магазинов.

Этот список можно продолжать еще долго. Все немецкие компании испытывают трудности. По сути, у них есть два выбора – уйти из страны, либо гордо оставаться в ней до полного разорения. Объединяет их одно – невозможность платить по счетам.

Учитывая спад производственных мощностей, нет ничего удивительного, что спрос на газ падает. Вопрос в том, почему в Uniper уверены, что так будет продолжаться и дальше? В ФРГ уже смирились с деиндустриализацией, поэтому не видят смысла заключать долгосрочные контракты? Или же в Германии по-прежнему надеются на то, что через пару лет ВИЭ все же каким-то чудом станет надежным источником энергии?

Как рассказал в беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Во многом это зависит от конъюнктуры, и что там будет в долгосрочной перспективе, неясно.

"Что касается европейского рынка газа, то на него, конечно, повлияли факторы отказа от поставок из России, а также диверсификация поставщиков энергоносителей. ЕС достаточно быстро – пусть и немного болезненно – отказался от газа из РФ, переориентировался снова отчасти на уголь, отчасти на другие источники энергии. Ожиданий, что газ подешевеет, тоже особых нет. ВИЭ – во многом пропагандистский миф, конечно", – отметил эксперт.

С производством не вышло? Уйдем в торговлю!

Продвижение ВИЭ энергии как основного источникам энергии уже в скором будущем – официальная позиция и даже отчасти идеология правительства Германии. Однако не все компании, как Uniper, придерживаются того же мнения и не торопятся заключать долгосрочные контракты, поскольку те "вскоре будут не нужны".

В конце 2022 года немецкая RWE Supply&Trading заключила контракт на 15 лет с американской Sempra Infrastructure на поставку 2,25 млн т СПГ в год. Их не остановила грядущая декарбонизация Евросоюза, которая, к тому же, вызывает множество вопросов. Если уже после 2030 года спрос на газ упадет так сильно, то зачем ФРГ усиленно строит СПГ-терминалы?

Напомним, первый такой терминал появился в 2022 году в городе Вильгельмсхафен. Также в ноябре того же года завершилось подключение СПГ-терминала Deutsche Ostsee в городе Лубмин к ГТС страны. В общей сложности ФРГ планирует запустить еще шесть мобильных терминалов по приему СПГ на побережьях Северного и Балтийского морей, суммарная мощность которых будет оцениваться более чем в 30 млрд кубометров в год. Более того, в 2025-2026 года Германия планирует построить три стационарных терминала. Не слишком ли много для страны, у которой после 2030 года резко упадет спрос на газ?

Впрочем, наличие СПГ-терминалов вовсе не значит, что весь получаемый объем будет оставаться внутри страны. Как рассказал аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, Uniper не собирается заключать новые долгосрочные контракты (действующие у нее уже есть), поскольку эта компания работает преимущественно в Европе и не является трейдером, как, например, BP и Shell.

"Для глобальных компаний все достаточно просто – они заключат долгосрочные контракты с производителями, реализуют собственные проекты, покупают доли, понимая, что даже если в Европе не будет спроса из-за декарбонизации, то они все равно продадут законтрактованные объемы на другие рынки, например, в Азию. А вот у Uniper, которая работает исключительно на европейский рынок, могут возникнуть проблемы", – сказал Юшков Baltnews.

"Что будет, если к 2050 году ЕС достигнет полной декарбонизации? Куда девать этот газ? Контрактов с Азией нет и неизвестно, получится ли их заключить. Если же покупать только на спотовом рынке, то компания покупает газ только пока есть спрос. Не будет спроса – не нужно будет думать, куда пристроить ненужные объемы", – добавил он.

Игорь Юшков считает, что компании, которые занимаются электроэнергетикой, как Uniper, исходят из тех реалий, которые есть на европейском рынке. ЕС будет отказываться от ископаемых источников энергии. Да, от газа они откажутся в последнюю очередь, но тем не менее, стремление у правительства именно такие. Uniper не хочет рисковать именно из-за запрета на европейском рынке.

"RWE же больше газовая компания. Они заключили долгосрочный контракт, так как у них есть возможность перепродать газ на азиатские рынки, если не будет спроса в Европе. При этом цены на долгосрочные контракты все равно привязаны к спотовым ранкам. Там прописана формула ценообразования, которая привязана к споту. Цена постоянно меняется", – резюмировал аналитик ФНЭБ.

Правительство Германии не собирается менять своего курса на "зеленый переход". Вполне возможно, что у них это даже частично получится благодаря тому, что крупные компании перенесут производства за пределы страны, а для более низкого спроса хватит и ВИЭ. Однако большинство энергетических компаний ФРГ не собираются сворачивать свою деятельность.

Вместо того, чтобы поставлять газ внутри страны, они будут отправлять его на другие рынки. Совсем тяжело придется электроэнергетическим компаниям вроде Uniper. Они на внешние рынки выйти если и смогут, то с большими потерями. Именно поэтому предпочитают не закупаться впрок – мало ли что еще взбредет в голову зеленому правительству?

Автор: Любовь Безродная

Источник: Baltnews.com, 14.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики