|
||||||||||
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены с потолка: стоимость нефти марки Urals подобралась к лимиту в $60 Цены с потолка: стоимость нефти марки Urals подобралась к лимиту в $60Нефть Urals уперлась в ценовой потолок, установленный G7 и Евросоюзом для экспортных поставок российских углеводородов. За рубежом говорят о том, что дальнейший рост стоимости топлива может показать всю неэффективность западных ограничений. Российские же эксперты отмечают, что введенный лимит с самого начала был обречен, поскольку в дело вступил «сумеречный флот». Де-факто это позволило продолжать продавать нефть из РФ по рыночной цене. Постепенно несостоятельность наложенных санкций начинают осознавать и в Европе. Сенсация на ровном местеК ценовому потолку стоимость российской нефти приблизилась еще неделю назад, 11 июля. Цена топлива Urals в порту Новороссийска достигла 59,98 доллара за баррель. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на данные ценового агентства Argus. Близка к ограничениям и цена на нефть марки Urals в порту Приморск на Балтийском море. Она поднялась до 59,38 доллара. По таким ценам западным судам еще разрешено перевозить российскую нефть. Однако дальнейший рост стоимости вряд ли остановит поставки. Превышение ценового потолка позволит Москве заявить «о своего рода победе», пишет агентство. Издание полагает, что таким образом РФ сможет подтвердить свою способность поставлять нефть без помощи западных фирм. Угроза эта, впрочем, не является новой, полагает эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. В беседе с «Компанией» он заявил, что Bloomberg «пытается найти какую-то сенсацию на ровном месте», поскольку менее известные сахалинские сорта нефти, такие как Sokol и Vityaz, в принципе, не подчинялись потолку цен и вывозились морским транспортом по стоимости выше 60 долларов за баррель, что не рассматривалось в качестве нарушения. Эксперт отмечает, что после введения санкций мировой флот разделился на две части, в результате чего одна из них ушла в тень. Такие перевозчики работают исключительно на подсанкционном рынке, занимаясь транспортировкой российской, иранской и венесуэльской нефти. Аналогичное мнение Bloomberg высказал глава отдела геополитики в консалтинговой компании Energy Aspects Ltd Ричард Бронз. Он отметил, что за последнее время теневой флот значительно расширился, а число платежных маршрутов и страховщиков, действующих за пределами Запада, увеличилось. Все это, по словам Бронза, создает условия, позволяющие России торговать нефтью без оглядки на санкции ЕС. «Всем выйти из сумрака»«Сумеречный флот», появившийся в мире в последние годы, стал ответом на ограничения США и ЕС. Входящие в него танкеры позволяют перевозить российскую нефть по всему миру, несмотря на санкции. По оценкам экспертов, сегодня флот насчитывает порядка 600 судов (около 10% от всех крупных танкеров в мире) и продолжает расти. «С июня прошлого года шло формирование “сумеречного флота”: скупались с мирового рынка подержанные танкеры, которые оформлялись на всевозможные офшоры, в том числе связанные с российскими компаниями», — рассказал Юшков. В то же время западные транспортные компании стали отказываться перевозить нефть из РФ даже по стоимости, не превышающей ценовой потолок, опасаясь санкций. По действующим нормам собственник танкера должен взять у поставщика перед отгрузкой справку, подтверждающую стоимость нефти. России такое сотрудничество, по мнению эксперта, тоже невыгодно. Удерживать цены на нефть ниже 60 долларов за баррель, чтобы торговать с Западом, просто бессмысленно, поскольку сейчас уже налажены механизмы продажи через индийских и ближневосточных посредников. «При отгрузке танкера в Индию цена российской нефти всего лишь на 4 доллара меньше, чем сорта Brent. То есть фактически стоимость всегда превышала потолковые показатели. При этом в пояснительных документах о действиях санкций говорилось, что, если нефть до покупателя добралась, он может купить ее по любой цене. Нарушением санкций выступает только перевозка и ее страхование», — пояснил эксперт. Юшков подчеркнул, что большая часть сделок заключается именно с таким условием. Запад данный сценарий не слишком устраивает, но это единственный выход, который им сейчас доступен. «Если бы действовал запрет на приобретение российской нефти или потолок был установлен для цены покупки, возникал риск радикального сокращения экспорта, что повлекло бы дефицит и взлет стоимости энергоносителей выше 100 долларов за баррель», — пояснил эксперт. По словам Юшкова, перевозчики «сумеречного флота» учитывают все возможные риски: они страхуются российскими и азиатскими компаниями, не имеют счетов в американских и западных банках, не проводят расчеты через доллары и евро, а также не обслуживаются в западных портах. Сложности, с которыми приходится сталкиваться, не отпугивают теневых игроков рынка, поскольку получаемая в результате таких сделок маржа перевешивает. Сложившуюся ситуацию Юшков сравнил с кейсом «Северного потока», когда компании, достраивавшие магистраль, продолжали работу, прекрасно понимая, что попадут под санкции. Пустые хлопотыЦеновой потолок никогда не был эффективной мерой, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. По его словам, сегодня существует несколько вариантов обхода западных ограничений. В первом случае нефть продают через Китай, Индию, Латвию, Грецию или Мальту, утверждая, что она смешана и больше не является российской. В действительности же топливо просто реализуют по рыночной цене, номинально изменив производителя. Второй вариант — дробление цены продукта. В этом случае стоимость ставят по верхней границе санкционного потолка, а остальное включают в договор в виде транспортных расходов. «Суеты вокруг этого потолка было очень много, но реальный выхлоп примерно как с иранской нефтью: на нее постоянно накладывают какие-то санкции, но она продолжает полулегальным способом поставляться», — подчеркнул Адамидов. Эксперт полагает, что Москва вряд ли продолжит увеличивать скидки, позволяющие оставаться в пределе установленного Западом порога, поскольку «рынок более-менее приспособился к новым условиям» и постепенно убирает «все финансовые несовершенства». Реальный передел рынка, катализатором которого должен был стать ценовой потолок, был бы возможен лишь при условии ограничения потребления нефти, убежден аналитик. Однако ни одна страна «никогда не пошла бы на ухудшение своего положения». Ограничение потребления нефти сегодня просто невозможно, поскольку население планеты продолжает расти. «В этих условиях затея ограничений фактически обречена на неудачу. Именно это и признал Bloomberg», — резюмировал Адамидов. В том, что ценовой потолок не выполняет свою изначальную функцию, убежден и финансовый аналитик Сергей Дроздов. На этапе введения санкций предполагалось, что Россия столкнется со сложностями, отказавшись от перевозки нефти западными судами. Однако поток был оперативно переориентирован на Азию и Восток, и «первые шоки» от этих перемен уже пройдены: «европейцы не замерзли, российский бюджет не обрушился, просто у всех выросли издержки». Такие страны, как Китай и Индия, и вовсе оказались в выигрыше, несмотря на некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться. В целом же, по словам аналитика, механизм экспорта российской нефти в обход западных ограничений уже налажен и «повышение цены на этот порядок вещей никак не повлияет». Авторы: Валентина Аверьянова, Виталий Мосеев Источник: Компания, 17.07.2023
|
Аналитическая серия «ТЭК России»:Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузкиПравительство-2024: новая конфигурация регуляторовЛитий – новое эльдорадо энергетики?Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегазГосударственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
|||||||||
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |