Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин по осени считают. Цены на АЗС повторят рекорды с биржи в сентябре

Бензин по осени считают. Цены на АЗС повторят рекорды с биржи в сентябре

Цена бензина АИ-92 девятый день подряд бьет рекорды на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже — впервые в истории тонна этого топлива стоит больше 61 тысячи рублей. Всего за день бензин подорожал на 1,26%, но цены на заправках не спешат следовать за биржевыми котировками. Если ситуация на торгах не поменяется, АЗС поднимут цены для населения, но не раньше осени, рассказали aif.ru эксперты.

Как взлет цены бензина на бирже отразится на АЗС

Хотя рекорд на бирже снова обновился, автовладельцы при посещении заправок этого не заметят, там цены растут на уровне текущей инфляции, поскольку правительство следит за ситуацией на АЗС и при необходимости вмешивается, объяснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продаются относительно небольшие объемы топлива, а его большая часть продается по прямым договорам между отраслевыми предприятиями. Поэтому розничные цены не повторяют ни биржевые, ни оптовые. Можно сказать, что цены на бирже живут своей отдельной жизнью, и их динамика прямо не влияет на розницу», — сказал эксперт.

В конце июня вице-премьер Александр Новак провел совещание по ситуации на рынке топлива, где призвал нефтяников отдавать приоритет поставкам бензина на внутренний рынок, даже в тех случаях, когда экспорт выгоднее. Также вице-премьер поручил проработать вопрос увеличения минимального норматива продаж бензина в РФ через биржу в случае резкого роста цен. 

Когда цены на топливо вырастут

Хотя прямого и немедленного влияния на розничные цены колебания на бирже не оказывают, устойчивое подорожание бензина может вынудить владельцев АЗС поднять цены, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Есть достаточно продолжительный временной лаг между тем, что происходит на бирже, и тем — что на заправках. На заправках рост цен сдерживается административным путем. Кроме того, те заправки, которые входят в состав крупных нефтяных компаний, могут какое-то время продавать бензин дешевле за счет доходов от экспорта», — рассказал Станислав Митрахович.

Однако на российском рынка велика доля независимых автозаправок, через которые продается около 40% всего топлива. Они покупают топливо либо на бирже, либо по договорам с нефтяными компаниями.

«Независимые АЗС вынуждены покупать по растущей цене, а продавать по рыночной, которая остается примерно на одном уровне. В целом по регионам пока цены на заправках не растут. Но долго так эти АЗС не продержатся, им либо придется поднимать цены, либо уходить с рынка», — отметил он. 

Также свой вклад в возможное увеличение цен на розничном рынке топлива могут внести планы Минфина сократить с 1 сентября выплаты нефтекомпаниям по механизму демпфера, благодаря которому поддерживается стабильность на заправках, добавил Станислав Митрахович.

«Говоря простым языком, это увеличение сборов с нефтяных компаний. Баланс между ними и государством меняется в пользу бюджета, и они могут попытаться в ответ увеличить цены для населения. Так что ситуация с топливом непростая, но до осени роста скорее всего не будет. Все эти процессы сказываются на АЗС спустя скорее месяцы, чем недели», — заключил эксперт.

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 18.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики