|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сигналы чиновников наконец дошли до топливного рынка Сигналы чиновников наконец дошли до топливного рынкаРост оптовых цен на бензин приостановился Правительство определилось с квазирыночными мерами, которые, с одной стороны, позволяют говорить, что государство продолжает политику отказа от регулирования цен на топливо, но с другой – посылает сигнал рынку, что регулирование есть. Чиновники заявили, что будут ограничивать круг экспортеров нефтепродуктов. Кроме того, нефтекомпании должны будут увеличить поставки продукции на биржу в РФ. Биржа сигналы услышала, во вторник там цены впервые за много недель перестали ползти вверх. Одни эксперты «НГ» говорят, что правительство слишком медленно реагирует на ценовой всплеск, а другие считают, что история далеко не закончена, так как продолжение давления на нефтяников не балансирует все уравнение, в котором представлены интересы бюджета и населения. Во вторник на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) цены на бензины развернулись вниз впервые за месяц, после того как почти ежедневно брали за одной рекордной высотой другую. Так, 25 июля стоимость Аи-92 по итогам торгов составила 62,8 тыс. руб. за тонну, снизившись примерно на 2%, Аи-95 и дизельное топливо подешевели почти на 1%, до 69,3 и 57,8 тыс. руб. соответственно. Сказались, как можно судить, решения правительства. В частности, накануне Минэнерго сообщило, что вице-премьер Александр Новак поддержал предложение ведомства по ограничению количества экспортеров бензина, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поздно вечером в понедельник сообщила, что в правительство отправлен проект постановления о новом уровне нормативов продаж нефтепродуктов на бирже – они вырастут на 1 процентный пункт (п.п.), до 13% по бензину и до 9,5% по дизелю. Новация может вступить в силу с 1 сентября. Выполнять требования должны все компании, получающие демпфер, подчеркнула служба. На самом деле суть предложений была известна уже с прошлой недели, но тогда этот сигнал не прошел и цены на бирже продолжали бить рекорды. Рост цен там начался с мая, но к июлю ситуация стала вопиющей, а правительство реагировало довольно вяло (см. «НГ» от 11.07.23). В конце июня прошло очередное совещание, на котором Новак поручил Минэнерго и ФАС выработать до 3 августа контрмеры. Постоянное муссирование вариантов и должно было остановить рост цен, но этого до вторника не происходило. Кроме того, могли сработать и другие рычаги, ведь, как также сообщало Минэнерго, оно проводит работу с нефтяными компаниями по «увеличению объемов продаж моторного топлива на рынке». Затяжка с реакцией привела к тому, что во вторник Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обратился с письмом напрямую к главе кабинета министров Михаилу Мишустину с просьбой принять срочные меры. «Принципы ценообразования на рынке моторного топлива нарушены, нужны срочные меры для стабилизации ситуации», – написали авторы письма. Они подчеркнули, что оптовые цены на бензины выросли на 46% (АИ-95) и 55% (АИ-92) по сравнению с прошлым годом, а в рознице рост составил только 3,6%, в результате оптовые цены практически сравнялись с розничными. РТС поясняет, что рост цен связан с сокращением предложения на бирже, где объем продаж сократился примерно на 12%. При этом в стране в связи с ростом деловой активности, развитием внутреннего туризма, увеличением грузоперевозок заметно повысился спрос на бензины. Падение же предложения произошло из-за того, что произошло наращивание поставок бензинов за рубеж, так как экспорт стал выгоден для производителей на фоне падения курса рубля. РТС приводит такие данные: с начала 2023 года экспорт увеличился на 41,5% (на 840 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только в июле зафиксирован уже рост экспорта на 45,5 тыс. т, или на 55,3% год к году. «Речь идет о поиске баланса интересов бюджета, нефтяных компаний и потребителей на «квазирынке», где осуществляется к тому же квазиконтроль», – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «У нас нефтяной рынок является олигопольным, на нем действует менее десяти крупных производителей, конкуренция несовершенная. Прежнее руководство Федеральной антимонопольной службы выдвигало инициативы по дроблению компаний по примеру того, как поступали с монополистами в США, однако от нынешнего руководства ФАС таких инициатив не слышно. При этом, если сравнивать наши внутренние цены в долларах, получается, что ничего страшного, цены ниже, чем во многих странах. И они рыночные: автаркии, закрытости, полной их зарегулированности нет. На бирже действует «чистый» рынок, там на бензин устанавливаются именно цены. В отличие от, например, газа, на который ФАС просто своим решением подняла тарифы на 8% с июля 2024 года и на столько же с июля 2025-го», – говорит эксперт. Минфин сейчас старается компенсировать потери доходов бюджета за счет увеличения фискального давления на нефтяников, растут налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), с 1 сентября этого года планируется снизить вдвое демпфер (выплаты за проданный на внутреннем рынке бензин, компенсирующие разницу с экспортной стоимостью). На цены в рознице влияют и постоянно растущие акцизы, с начала 2023 года они планово выросли на 4% на бензин и дизельное топливо. Компании пытаются компенсировать потери как за счет вывоза продукции на экспорт, так и за счет повышения стоимости контрактов на бирже в РФ, поясняет эксперт. «Экспортом занимаются крупные, вертикально-интегрированные компании, которые ведут также добычу, переработку нефти и продажу топлива, в том числе на АЗС. Они вывозят за рубеж и моторное топливо, и нафту, и сырую нефть. Они наладили поставки в условиях санкций, ценового потолка, нашли альтернативных страховщиков. Цены за рубежом выше, чем внутренние, которые сдерживаются тем самым квазирегулированием: продолжает действовать соглашение с правительством по «протоколу Дмитрия Козака» (бывший вице-премьер. – «НГ»), согласно которому темпы роста цен в рознице не должны превышать темпы инфляции. Есть и обязанность продавать значительную часть от произведенного бензина и дизтоплива на бирже. Еще один механизм для сохранения стимулов для поставок на внутренний рынок – упоминавшийся уже демпфер», – говорит Митрахович. Автор: Анатолий Комраков Источник: НГ, 25.07.2023 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолкомЗеленая повестка в России в период жесткого конфликта с ЗападомПерспективы российской СПГ-индустрииРоссийская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 годаВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|