Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспортный маневр. Россия инвестировала в рост цен нефти на мировом рынке

Экспортный маневр. Россия инвестировала в рост цен нефти на мировом рынке

Глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов заявил, что Россия уже в июле приступила к выполнению своих добровольных обязательств по сокращению экспорта нефти в рамках договоренностей со странами ОПЕК+. Это приведет к убыткам для госбюджета России в моменте, но принесет пользу в будущем, рассказали aif.ru эксперты.

Как Россия сократила экспорт

«Мы уже в июле начали сокращение, чтобы выйти на те договоренности, которые мы объявляли. Будем выполнять все добровольно взятые на себя обязательства», — сообщил Николай Шульгинов. В августе Россия исполнит свои обязательства в полном объеме, добавил глава Минэнерго.

В марте РФ начала добровольное сокращение добычи нефти на 500 тысяч баррелей в сутки от средних значений февраля. После этого российские власти приняли решение сократить поставки нефти на мировой рынок в августе на 500 тысяч баррелей в сутки путем сокращения экспорта.

В результате усилий стран ОПЕК+ по стабилизации ситуации на мировом рынке энергоносителей, цена на нефть за последний месяц выросла с 73 до 83 долларов за баррель марки Brent. При этом дисконт на российскую нефть марки Urals к Brent по решению правительства РФ сократился до менее, чем 15 долларов за баррель. 

К чему приведет сокращение экспорта нефти

Сокращение экспорта нефти снизит поступление доходов в федеральный бюджет, рассказал aif.ru научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Скорее всего, бюджет будет получать меньше денег, потому что отчисления экспортной пошлины сократятся. Однако пока не ясно, в какой мере вслед за сокращением экспорта сократится добыча. Правительство оставило решение этого вопроса на усмотрение самих нефтедобывающих компаний. Не исключено, что часть нефти будет перенаправлена на внутренний рынок, на переработку, и тогда бюджет все же получит доход от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и других налогов. Понятно станет после поступления статистики за август», — пояснил эксперт.

Сокращение российского экспорта само автоматически не приведет к повышению цен на нефть на мировом рынке, однако совместные и последовательные действия всех крупных нефтедобывающих стран, включая Россию и Саудовскую Аравию, действительно способны менять ситуацию, добавил Станислав Митрахович

«Саудовская Аравия сокращает производство в июле-августе на 1 миллион баррелей в сутки. Вместе наши страны подталкивают цены вверх. Но большое влияние на цену оказывает также спрос со стороны стран-импортеров нефти, на который ОПЕК+ повлиять не может», — пояснил Станислав Митрахович.

Сценарий сокращения экспорта российской нефти остается интригой, подтвердил в беседе с aif.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Обычно сокращение добычи означает сокращение экспорта и наоборот, но не обязательно. Вопрос в том, куда денется нефть, которая не пошла на экспорт? Если сократить и экспорт, и добычу, то это будет болезненное решение для бюджета, потому что уменьшатся поступления от экспортных пошлин и НДПИ», — сказал он.

Россия способна перерабатывать и экспортировать не сырую нефть, а нефтепродукты, и это может быть одним из вариантов решения проблемы с доходами бюджета, заметил Игорь Юшков. Но и в сценарии сокращения добычи вместе с экспортом страна получит выгоду. 

«Выгоднее продавать меньше нефти дороже, чем больше по объему, но по низкой цене, потому что есть затраты на добычу и доставку. Условно говоря, гораздо лучше продать 1 баррель нефти по 100 долларов, чем 5 баррелей по 20 долларов. Сумма в итоге одинаковая, а операционные расходы разные. Поэтому Россия, Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК+ идут на сокращение добычи и экспорта ради повышения цен», — заключил эксперт.

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 28.07.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики