Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставки долгосрочной аренды цистерн в 2023 году вырастут на 30%

Ставки долгосрочной аренды цистерн в 2023 году вырастут на 30%

Это ставит под угрозу доступность топлива и сроки его поставок

Ставки долгосрочной аренды нефтеналивных цистерн в России к IV кварталу 2023 г. вырастут в среднем на 30% до 2344 руб. за вагон в сутки в годовом выражении и на 25% по сравнению с I кварталом 2023 г. Это следует из исследования агентства Infoline, с которым ознакомились «Ведомости».

Во II квартале ставки по долгосрочной аренде цистерн уже выросли на 14% к I кварталу и на 30% в годовом выражении до 2049 руб. в сутки за вагон. По прогнозу Infoline, в III квартале ставки увеличатся на 9% к предыдущему кварталу и на 34% год к году до 2250 руб.

По данным Информационного центра операторов (ИЦО, анализирует рынок грузовых вагонов на основе данных операторов), во II квартале 2023 г. ставки на цистерны выросли на 8% к предыдущему кварталу. Как указывает ИЦО, это связано с инфраструктурными ограничениями, задержками с подводом танкеров к портам и естественным выбытием парка цистерн.

Цена аренды цистерн растет в условиях роста задействованного в перевозках парка из-за ухудшения ситуации на сети РЖД, говорится в исследовании Infoline. Проблемы с загруженностью сети, по мнению экспертов Infoline, связаны с пропускной способностью на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) и перегруженностью инфраструктуры на юге России, где не работают аэропорты и растут перевозки специальных и военных грузов.

На рост цен также повлияло сокращение работающего в России зарубежного парка. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что это происходит в том числе за счет казахстанских компаний. «В условиях переориентации перевозок нефти Каспийского трубопроводного консорциума на альтернативные направления очень вырос спрос [на цистерны], и ставки там на 25–30% выше, чем в России», – уточнил он.

В 2024 г. рост ставок продолжится, следует из данных Infoline. Так, в I квартале средняя цена за аренду цистерны составит 2400 руб. в сутки (+25% к январю – марту 2023 г.), во II квартале – 2466 руб. (+17% год к году), в III квартале – 2516 руб., в четвертом – 2600 руб. в сутки.

ИЦО также прогнозирует рост ставок на цистерны во втором полугодии 2023 г. При этом наиболее значительная динамика будет в III квартале, по мнению экспертов: цены увеличатся до 10% ко II кварталу, в IV квартале рост составит 5% к предыдущему кварталу. По данным ИЦО, более 80% парка цистерн задействовано в перевозках по долгосрочным контрактам.

Цистерны – не единственный тип вагонов, ставки аренды которых продолжают расти. Похожая ситуация наблюдается с арендой полувагонов, фитинговых платформ для перевозок контейнеров, а также хопперов (для перевозки сыпучих грузов). К концу года ставки аренды на эти виды подвижного состава могут увеличиться на 18–27% («Ведомости» писали об этом 6 апреля).

Ставки аренды цистерн растут даже в условиях локального сокращения перевозок, указывает Infoline. Перевозки нефти и нефтепродуктов по сети РЖД за первое полугодие 2023 г. снизились на 1,4% до 105,5 млн т.

По данным Росстата, производство бензина в России в январе – мае (последние актуальные данные) выросло на 5% к уровню аналогичного периода 2022 г. до 18,1 млн т, но в мае снизилось на 1% к маю прошлого года и на 2% к апрелю этого года до 3,5 млн т. Выпуск дизтоплива увеличился в январе – мае на 8% до 36,7 млн т, в мае производство выросло на 3% к маю 2022 г. до 6,9 млн т, но к апрелю этого года снизилось на 5,5%. Производство мазута за пять месяцев выросло на 4% до 17,9 млн т, в мае оно составило 3,2 млн т, что на 6% больше показателя мая 2022 г. и на 12% меньше показателя апреля 2023 г.

Рост ставок аренды – прямое отражение роста периода оборота вагонов и увеличения расходов на содержание парка, говорит представитель ИЦО. Ранее операторы говорили о негативном влиянии роста срока оборота вагона на свою деятельность («Ведомости» писали об этом 25 мая 2023 г.). Член правления оператора Railgo (перевозят нефть и нефтепродукты) Олег Яценко отмечал, что это ведет к срыву сроков по вывозу продукции и к потерям заказчиков. Нефтяные компании, по словам Яценко, не могут вывезти свою продукцию и реализовать ее, что вынуждает их искать дополнительные вагоны.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что, в случае если рост ставок продолжится до 2200–2400 руб., могут возникнуть риски снижения доступности топлива в отдельных регионах. При этом для экспортных направлений ситуация не так критична, добавляет Гришунин. По его словам, рост ставок аренды вносит вклад в рост цен на оптовом рынке нефтепродуктов.

11 июля стоимость бензина Аи-92 на бирже СПбМТСБ достигла нового исторического максимума в 59 441 руб./т. Цена Аи-95 обновила максимум 15 июня – 67 385 руб./т, к 11 июля цена снизилась на 2% до 66 096 руб./т.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что восточное направление поставок нефти и нефтепродуктов по железной дороге (БАМ и Транссиб) стало особо актуальным на фоне антироссийских санкций. Но сейчас, по словам эксперта, Восточный полигон «забит углем», поэтому перевозки цистерн идут медленно, а стоимость их аренды растет. По мнению Юшкова, ситуация не улучшится в ближайшие годы, пока не произойдет «радикальный рост» пропускной способности БАМа и Транссиба (о текущей ситуации с модернизацией Восточного полигона «Ведомости» писали 11 июля). В текущих условиях нефтяным компаниям более выгодно экспортировать грузы через западные порты, добавляет эксперт.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напоминает, что для грузоотправителей рост ставок аренды увеличивает транспортные расходы. Он также указывает на то, что ставки продолжат расти из-за локального дефицита цистерн. «В таких условиях операторы вынуждены закупать новые вагоны, цены на которые также выросли», – добавляет он.

За январь – май 2023 г. парк нефтебензиновых цистерн в России вырос на 4900 вагонов (+2,6%), отмечает замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Он уточнил, что обновление парка активизировалось из-за роста периода оборота цистерн более чем на двое суток в течение первых пяти месяцев 2023 г. и истечения срока службы парка.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы операторов цистерн, нефтедобывающих компаний, а также в Минэнерго.

После публикации заметки представитель РЖД заявил «Ведомостям», что замедление оборота вагонов связано с увеличением средней дальности перевозок, а также с простоями, не связанными с ответственностью РЖД, – прежде всего при нахождении вагонов под погрузкой и в ожидании выгрузки в портах и на нефтебазах.

Авторы: Арина Литова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 12.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики