Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Африка – континент будущего"

"Африка – континент будущего"

Ведущий – Руслан Быстров.

БЫСТРОВ: Здравствуйте. Я – Руслан Быстров. И это программа, в которой научные факты противостоят стереотипам и мифам.

В Санкт-Петербурге прошел второй форум "Россия – Африка". В нем участвовали представители 49 из 54 стран "черного континента", то есть абсолютное большинство. В условиях, когда бывшие партнеры на Западе превратились в недружественные страны, Африка приобретает для нашей страны особенное значение. Владимир Путин на форуме отметил, что Россию и Африку объединяет врожденное стремление отстаивать подлинный суверенитет, и процитировал Нельсона Манделу: "Не судите обо мне по моим успехам, судите по тому, сколько раз я падал и поднимался". Кстати, в Африке сейчас как раз наметился подъем. Ведь за нее развернулась настоящая борьба между ведущими мировыми державами.

Что весь мир ищет в Африке? Вообще что мы знаем об этом континенте, и чего в этих знаниях больше – мифов, стереотипов или, как говорится, научных фактов? Встречаем наших первых гостей – директора Центра стратегического сотрудничества России со странами Африки и Ближнего Востока Торгово-промышленной палаты, доктора экономических наук Валентина Игнатьева и директора Института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова.

ИГНАТЬЕВ: Африка – континент очень разный. Это 54 страны, это самая большая зона свободной торговли в мире, которая объединяет 54 страны и еще одно непризнанное государство. Африка – очень богатый континент, где сконцентрировано более 30 процентов полезных ископаемых мировых. Второе. Это регион, который является одним из самых молодых в мире. Средний медианный возраст населения Африки – чуть больше 19 лет. При этом население очень бурно растет, сейчас около полутора миллиардов населения. И точно так же и ВВП, там за последние десятилетия ВВП очень резко вырос, и сейчас он составляет три процента от мирового ВВП и продолжает расти.

МАСЛОВ: У Африки есть по сути дела три крупнейших партнера – это прежде всего США, Китай и ЕЭС. Китай, конечно, это такая прорывная страна. И если, например, в 2000-х годах, в начале 2000-х, Китай практически в Арктике не звучал, то сегодня у Китая с Африкой торговля почти 280 миллиардов долларов. Так, по сравнению с нашими, с российскими 18 млрд. И в этом плане, конечно, мы не можем соревноваться, так сказать, в лоб с США, с Китаем в объеме инвестиций, в объеме каких-то проектов, нам надо искать свою нишу. И она более гибкая. Потому что, во-первых, если мы говорим об экономических интересах, мы очень неплохо долгое время работаем с сельским хозяйством Африки. Россия поставляет в Африку сельхозоборудование, малую механизацию. Россия успешно поставляет в Африку зерно. … Россия сейчас ведет переговоры по строительству гидроэлектростанций. Причем здесь у нас опыт колоссальный, еще начиная с 60-70 годов. Атомные электростанции. В Африке как раз очень большая проблема нехватки энергии, в том числе и обеспечения электроэнергией, как говорится, самых простых бытовых услуг. Россия, судя по всему, готова вести переговоры с Африкой по поводу безопасности, и это, мне кажется, тоже весьма и весьма перспективная история. Ну и наконец рынок телекоммуникаций.

БЫСТРОВ: В этой программе говорим об Африке. Около 30 процентов всех мировых запасов полезных ископаемых находится именно там. Это и золото, и алмазы, и уран, и кобальт, ну и, конечно же, нефть и газ. К нам присоединяется гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве Константин Симонов. … Мы конкуренты с Африкой в области полезных ископаемых, углевдородов или партнеры?

СИМОНОВ: Правильный вопрос вы задаете. Россия выступает скорее конкурентом. Ну как конкурентом? Вы знаете, что некоторые африканские страны являются нашими партнерами по сделке ОПЕК+, в этом плане конкуренция может быть тоже разной. Но в принципе, если мы говорим о конкуренции как выходе на глобальный рынок с одинаковым товаром, то да. …

БЫСТРОВ: А вот что касается нефтепродуктов готовых, насколько я знаю, они по-прежнему готовые нефтепродукты завозят. В этом плане возможно сотрудничество с Африкой, чтобы мы им продавали готовый бензин, скажем.

СИМОНОВ: Это, кстати, вы хорошо напомнили, действительно я забыл про этот аспект. Потому что это не вопрос даже будущего, а вопрос настоящего. На самом-то деле, когда Европейский союз ввел с 23-го года 5 февраля эмбарго на поставки нефтепродуктов морским путем из Российской Федерации, неожиданно западные агентства стали обнаруживать существенный рост поставок, особенно дизеля, в другие страны, и в том числе в африканские страны, например, в тот же Египет. Мы понимаем, что здесь рынок начинает искать определенные варианты, и мы резко нарастили поставки нефтепродуктов в тот же Египет по понятным схемам. То есть Египет эти нефтепродукты потребляет у себя на рынке, а другие нефтепродукты, которые высвободились благодаря этой истории, продает в Европейский союз, потому что европейцы наш дизель не берут, а дизеля у другого у них особо нет.

БЫСТРОВ: Африканская культура заслуживает особого внимания. Ведь Африка – это колыбель человечества. Как картины современных африканских художников бьют все рекорды по популярности, а в Нолливуде превзошли по количеству снимаемых фильмов Голливуд? И что нас так завораживает в африканской музыке? Говорим об этом с кандидатом искусствоведения, научным сотрудником Государственного музея Востока Дарьей Ванюковой.

ВАНЮКОВА: Самое главное, что дала миру Африка, Африка дала миру человека. Потому что именно Африканский континент – это колыбель человечества. … Может быть, поэтому нас туда так и тянет, может быть, поэтому нам так интересен этот континент, это наша прародина...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Источник: Вести FM, 28.07.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики