Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт трубопроводного газа из России в 2023 году снизится в 1,5 раза

Экспорт трубопроводного газа из России в 2023 году снизится в 1,5 раза

После обвала в 2022 году экспорт российского трубопроводного газа в этом году может снизиться еще — в 1,5 раза, до 80 млрд куб. м, прогнозируют «Яков и партнеры». Продажи могут не достичь докризисного уровня даже к 2030 году

На фоне международных санкций и требований «Газпрома» к европейцам перейти на оплату в рублях в 2022 году его экспорт сократился почти вдвое, с 206 млрд куб. м до 122 млрд куб. м. В этом году поставки могут упасть еще в 1,5 раза, до 80 млрд куб. м, следует из прогноза консалтинговой компании «Яков и партнеры» (есть в распоряжении РБК).

Эксперты объясняют продолжение тренда на сокращение поставок потерей основного экспортного рынка — Евросоюза (ЕС): «Вынужденное снижение добычи в 2023 году на фоне потери ключевого экспортного рынка ЕС может составить около 30 млрд куб. м, а совокупное сокращение объемов добычи от уровня 2021 года — 120 млрд куб. м».

По данным Международного энергетического агентства, трубопроводный экспорт российского газа в ЕС в первом полугодии 2023 года снизился на 75%, или на 36 млрд куб. м. В конце марта комиссия по энергетике Госсовета прогнозировала, что в этом году продажи газа в дальнее зарубежье (не включают поставки в страны СНГ) могут упасть еще сильней, с 100 млрд куб. м до 50 млрд куб. м, писала газета «Известия». В отличие от нефти поставки газа сложнее переориентировать из-за их привязки к магистральной газотранспортной инфраструктуре, говорилось в протоколе по итогам заседания.

Неопределенность с поставками российского газа в 2022 году и взлет цен в Европе до рекордных $3 тыс. за 1 тыс. куб. м привели к тому, что выручка России от газового экспорта, по оценкам экспертов «Яков и Партнеры», достигла $138 млрд. Но в этом году, когда цены упали и объемы продолжают снижаться, доходы от экспорта газа сократятся на 68,8%, до $43 млрд, прогнозируют они. К 2030 году экспортная выручка восстановятся только до $55 млрд, указано в исследовании.

РБК направил запросы в пресс-службы Минэнерго и аппарат вице-премьера Александра Новака.

Почему падает экспорт газа

Экспорт российского трубопроводного газа продолжает падать из-за того, что европейский рынок оказался частично закрытым для «Газпрома». После введения западных санкций против России поставки российского газа туда продолжаются только через Украину и лишь по одной из двух ниток газопровода «Турецкий поток». Прокачка по «Северному потоку — 1» и трубопроводу «Ямал — Европа» остановлена, а новый экспортный газопровод «Северный поток — 2» так и не был запущен (в сентябре 2022 года он был взорван). Россия также поставляет газ в Турцию по второй нитке «Турецкого потока» и по газопроводу «Голубой поток», а в Китай — по «Силе Сибири». Но поставки по этим направлениям не могут компенсировать «выпавшие» объемы, ранее направлявшиеся европейским потребителям, отмечают эксперты «Яков и Партнеры».

В 2023 году поставки «Газпрома» в Европу снизятся на 55%, до 26-27 млрд куб. м, считает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов. Поставки в Турцию могут снизиться на 7,5% (до 20 млрд куб. м), а может и значительнее в случае роста цен на нефть, так как контракты для этой страны имеют нефтяную привязку, добавляет он. В январе-мае 2023 года Анкара уже снизила закупки российского газа на 25%. Китай поможет частично восполнить эти потери, считает Капитонов: в 2023 году он увеличит импорт на более чем 40%, до 22 млрд куб. м. В итоге, по подсчетам эксперта, поставки «Газпрома» в дальнее зарубежье по итогам 2023 года снизятся на 33-35%, до 70 млрд куб. м.

Эксперты «Яков и партнеры» также предполагают, что Россия может частично перенаправить экспорт в страны Азии. По их прогнозу, в случае запуска нового газопровода «Сила Сибири-2» в Китай, контракт на строительство которого еще не заключен, по нему можно будет ежегодно поставлять по 50 млрд куб. м газа к 2030 году. К этому же времени транзит через Казахстан и Узбекистан (в ноябре 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал, что российский президент Владимир Путин предложил создать с ними «трехсторонний союз» в области газовых поставок) может достичь 5–20 млрд куб. м в год. К тому же Путин в конце прошлого года инициировал создание газового хаба в Турции, чтобы перенаправить туда потоки газа, которые раньше шли по «Северному потоку-1». На этот хаб можно будет направлять еще около 10 млрд куб. м, приводят расчеты в «Яков и партнеры». В этом случае новые экспортные маршруты позволят дополнительно продавать по 80 млрд куб. м, но и не заменят полностью потерю европейского рынка, заключают они.

Что будет с поставками СПГ

На фоне трудностей с реализацией трубопроводного газа поставки сжиженного природного газа (СПГ) из России продолжают расти — например, в прошлом году почти на 10%, до 45 млрд куб. м. По прогнозу «Яков и партнеры», в этом году они вырастут лишь на 1 млрд куб. м, но уже к 2030 году, когда будут запущены новые заводы, могут достигнуть 105 млрд куб. м, практически сравнявшись с экспортом трубопроводного газа (106 млрд куб. м). Но и этот показатель будет меньше докризисного уровня — 247 млрд куб. м.

Сейчас в России действует два крупных завода по сжижению газа: «Сахалин-2» (51% акций у «Газпрома») мощностью 11,6 млн т куб. м (16 млрд куб. м) и «Ямал-СПГ» (16,5 млн т, или 22,7 млрд куб. м), подконтрольный НОВАТЭКу. НОВАТЭК также строит второй завод «Арктик СПГ-2» на 19,8 млн т, первая линия которого должна быть запущена в конце 2023 года. Компания также запланировала построить завод в Мурманской области на 20,8 млн т. «Мурманский СПГ» должен помочь решить задачу увеличения производства СПГ в России, говорил глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон. «Сейчас при огромных запасах Россия занимает на мировом рынке СПГ долю менее 9%, имея на сегодняшний день только два крупных завода — «Ямал СПГ» [НОВАТЭКа] и «Сахалин-2» [«Газпрома»]. А должны занимать не менее 20%, соответственно своим запасам», — указывал он.

«Газпром» совместно с партнером строит завод по сжижению и переработке газа в Усть-Луге (19,5 млн т СПГ), который планировалось запустить в конце 2024 года. Но 1 августа глава Ленинградской области Александ Дрозденко заявил, что срок реализации объекта сдвигается на два года: «Это нормально в тех условиях, что мы оказались, эта сдвижка абсолютно нормальна».

Аналитики «Яков и партнеры» прогнозируют, что при завершении всех СПГ-проектов в России объем экспорта сжиженного газа из России в 2030–2035 годах может составить 268 млрд куб. м. Но «реализация большинства перспективных проектов сопряжена с рисками из-за ограничений доступа к технологиям», предупреждают они.

Как еще можно использовать газ

На фоне падения экспорта в 2022 году добыча газа в России снизилась на 11,8%, до 673 млрд куб. м. По оценкам «Яков и партнеры», в 2023 году она упадет только на 4,5%, до 643 млрд куб. м, а в 2030 вырастет до 799 млрд куб. м, превысив уровень 2021 года — 763 млрд куб. м.

В исследовании говорится, что восстановление добычи газа будет возможно благодаря росту внутреннего потребления. В 2023 году, по прогнозу аналитиков, оно вырастет на 2,7%, до 421 млрд куб. м, а в 2030-м — до 485–495 млрд куб. м в год.

Помимо сжижения газа для наращивания его внутреннего потребления фактически нужна новая индустриализация, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович: химические и металлургические проекты. При этом в рамках социальной газификации потребуется дополнительно только до 20 млрд куб. м в год, а для развития рынка газомоторного топлива — до 10 млрд куб. м, указывает он.

По оценке «Яков и партнеры», потребления газа в газохимии и агрохимии в 2030 году может вырасти на 27,4%, до 79 млрд куб. м. Но это будет возможно только при условии доработки российской технологии производства. К тому же уже заявленных газохимических проектов, включая завод «Газпрома» в Усть-Луге, а также производств на Дальнем Востоке (Амурский ГПЗ и Амурский газохимический комплекс «Сибура»), будет недостаточно, чтобы компенсировать 130 млрд куб. м газа, которые «выпали» с европейского направления, предупреждает Капитонов.

В пресс-службах «Газпрома» и НОВАТЭКа не ответили на запросы РБК.

Автор: Георгий Смирнов

Источник: РБК, 07.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики