Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скидки кончились. Россия заняла жесткую позицию по нефти

Скидки кончились. Россия заняла жесткую позицию по нефти

Российская Urals впервые за год превысила санкционный потолок и продолжает дорожать. Сказывается сокращение экспорта. Да и ОПЕК+ не увеличивает урезанные ранее поставки. О плюсах и минусах политики искусственного дефицита — в материале РИА Новости.

Меньше, да лучше

Из-за низкого спроса в пандемию в ОПЕК+ добычу снизили на 9,7 миллиона баррелей в сутки. Год назад собирались вернуться к прежним показателям, однако в ноябре 2022-го, наоборот, уменьшили на два миллиона. В 2024-м урежут еще на 1,4 миллиона.
 
Но ситуация до сих пор не стабилизировалась, и некоторые производители предпринимают дополнительные меры. Так, Алжир убрал с международного рынка 20 тысяч баррелей в сутки, Саудовская Аравия — миллион. Россия решила не менять добычу, но снизит поставки за рубеж на 500 тысяч в августе, а с сентября до конца года — на 300. 
Всего ОПЕК+ уменьшил поставки на десять процентов, отмечает эксперт в области энергобезопасности Игорь Юшков. По его оценкам, наибольший вклад в натуральном выражении внесли Эр-Рияд и Москва, добывающие сейчас по 9,5-10 миллионов баррелей в сутки.

Простые расчеты

В результате Urals торгуется выше того, что заложено в бюджет (70 долларов за баррель), а Brent — по 84 доллара. Хотя основные покупатели не приняли западные ограничения, Россия продавала нефть с дисконтом — ниже потолка в 60 долларов. "Скидку давали из-за рисков: вторичные санкции, сложности с оплатой и логистикой. Теперь эти вопросы решены, уменьшается и дисконт. Например, для крупнейшего покупателя — Индии — это всего четыре-пять долларов", — объясняет Юшков
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин добавляет, что из-за высокого спроса Индия и Китай перебивают друг другу цены.
 
По данным Минфина, нефтегазовые доходы за первое полугодие на 47 процентов меньше, чем за тот же период 2022-го. Газ тогда стоил очень дорого (до двух тысяч долларов за тысячу кубометров), а поставки сократились только летом: перекрыли газопроводы через Польшу, "Северный поток — 1", ограничили подачу через Украину. "В конце весны нефть уходила по цене больше 100 долларов за баррель, до марта к тому же на нее не было скидок", — уточняет Юшков.
 
Теперь газ стоит 300-400 долларов. Да и экспорт снизился. Нефть тоже подешевела. Правда, аналитики указывают, что Минфин пользуется данными агентства Argus, а там склонны приуменьшать средние цены. Так, приводит пример Юшков, последние несколько месяцев Urals торговалась выше 60 долларов, но Argus считал по 50-55.

Кому нужнее

По мнению специалистов, сокращением экспорта при том же уровне производства правительство пытается убить двух зайцев: сохранить бюджетные поступления и снизить цены на внутреннем рынке. 
"С одной стороны, излишки нетрудно продать и позже, с другой — речь идет лишь об экспорте сырой нефти, значит, ее можно переработать и пополнить бюджет пошлиной на нефтепродукты", — рассуждает Юшков. Кроме того, добавляет он, если трейдеров заставить понервничать, цены вырастут и без реальных сокращений.
Тем не менее избыток сырья не помешал бы на внутреннем рынке. Это сдержит цены на бензин. Но чем слабее рубль и выше ставки за рубежом, тем выгоднее экспорт, отмечает Пикин. Производители могут этим воспользоваться.
 
К тому же с первого сентября правительство урезает выплаты нефтекомпаниям. "На оптовом рынке цены растут, в начале года были в два раза ниже. Это ощущают и автолюбители, хотя на АЗС скачки не такие резкие", — говорит Пикин.

Государство следит за тем, чтобы продавцы не превышали уровень инфляции. При благоприятных условиях цена бензина не меняется, а в кризисные моменты увеличивается постепенно. Однако удешевления топлива ни оптовикам, ни потребителям ждать точно не стоит.

Автор: Наталья Сарапина

Источник: РИА Новости, 10.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики