Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жарким летом Европа вспомнила сладкий запах российского газа

Жарким летом Европа вспомнила сладкий запах российского газа

Новые скачки цен на голубое топливо напрягают Евросоюз

Несмотря на беспрецедентную заполненность (87,72%, год назад в это время было 72%) газовых хранилищ Европы, стоимость голубого топлива на континенте растет.

По данным лондонский биржи ICE, в среднем в Европе газовая цена поднялась на 22% и достигла отметки 430 долл. за тысячу кубометров. Причем на нидерландском хабе TTF сентябрьские фьючерсы на природный газ подросли на 31,7% и стоят 471,7 долл. за тысячу кубометров, сообщает РБК. Затем последовал рост до 480 долл. Последний раз цены достигали такой отметки два месяца назад — в середине июня.

Bloomberg объясняет подорожание сокращением поставок сжиженного природного газа (СПГ) на крупный экспортный терминал в Соединенных Штатах. Это частично вызвано тем, что США продолжили закачку в свои хранилища, в настоящее время уровень их заполненности составляет 62%. Помимо этого издание Trading Economics не исключает, что предстоящей осенью значительная часть поставок топлива будет перенаправлена из Европы в Азию, поскольку там его стоимость выше.

Стоит напомнить, что цена на газ в Европе стала снижаться в конце 2022-го и в мае 2023-го впервые за два года опустилась ниже 300 долл. за тысячу кубов, что оказалось в 13 раз меньше рекордной отметки прошлогодней весны, когда она подскочила до 3892 долл. 

На повышение цены газа повлиял еще ряд причин — профилактика на добычных промыслах в Норвегии, а также рост температуры воздуха в Европе. Сказалось и падение уровня ветрогенерации, которая в середине недели обеспечивала 13,6% потребностей в электроэнергии.

Кроме того, волнения на биржах наблюдались после сообщений из Австралии, где работники нескольких предприятий (North West Shelf, Wheatstone и Gorgon) по производству СПГ решили начать забастовку, что могло нарушить до 10% мировых поставок этого вида топлива.

Главный редактор портала «Геоэнергетика инфо» Борис Марцинкевич напомнил о том, что на изменения в энергетике Старого света зачастую влияют вовсе не экономические факторы.

— Ценовые колебания в этой недоразвитой части планеты под названием «Европа» зависят исключительно от капризов погоды. Если жара продолжится — будет расти спрос, вырастет и цена.

«СП»: А какая погода для них хорошая? Если холод — потребность в газе растет, жара — то же самое.

— Это, если образно говорить, как и во всех неразвитых экономиках: будет ветер — упадут кокосы, не будет — значит голод, неурожай. Если в Европу приходит жара — там устанавливается штиль, падает ветровая генерация. Также известны свойства солнечных панелей: в случае превышения температуры на 25 градусов, КПД падает минимум на 20 процентов. То есть у них все зависит от погоды, в том числе и спрос на газ.

«СП»: Насколько падение ветроэнергетики критично для Европы? Там могут нарастить объемы генерации?

— Самые новые генераторы дают примерно 24−25 процентов КПД. Больше они из этой технологии выдавить не могут. Дело же не только в ветроэнергетической установке, которая вырабатывает электроэнергию. Ведь эту электроэнергию еще надо каким-то образом подавать. И нужно вкладываться в строительство сетевых линий электропередач и прочих сооружений. Но этого не планировалось. К тому же эти ветряные электростанции, скажем так, климатозависимы. И требуется сбалансировать энергосистему. Скажем, если ветер есть, а энергию девать некуда, или возникает высокий спрос, но нет ветра. Выходит, нужны накопители энергии. Если брать установки на литиевых батареях — это дорого. Второй вариант — строительство аккумулирующих электростанций. Но и это недешево, к тому же требования к рельефу достаточно жесткие. Однако все подходящие места в Европе уже использованы практически на сто процентов, есть небольшой резерв в Швейцарии, но это выйдет довольно сложно и дорого. Третий вариант — развитие электросетей с учетом использования этих накопителей энергии. Но и над этим в Европе не задумывались. То есть там не используют ни один из трех вариантов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает нынешнее повышение стоимости газа в Европе временным.

— Подобные скачки имели место весной, когда цена сначала падала до 270 долларов за тысячу кубов, потом повышалась почти до 500 долларов, затем опять падала и так далее. Такие скачки становятся нормой для европейского газового рынка. Это следствие так называемого энергетического перехода, за который они так ратовали и продолжают к нему стремиться. Но как только ветры в Европе затихают — выработка возобновляемых источников энергии падает. И возникает необходимость брать энергию из других источников — тогда запускают угольные и газовые электростанции. И цены на газ, как на биржевой товар, взлетают. Кстати, ставка на биржевую торговлю создает такую психологическую зависимость торгующих газом. В частности, от сообщений о готовящейся забастовке работников газового сектора в Австралии, которая является одним из крупнейших производителей СПГ в мире. Другим фактором повышения цены является устойчивая жаркая погода — это вообще закономерность последнего десятилетия. Раньше пик потребления газа был зимой, а в последние лет десять много потребляется еще и летом, много энергии тратится на кондиционирование. Совпадение упомянутых факторов и объясняет повышение цены на газ.

«СП»: Когда можно ожидать ее снижения?

— В сентябре-ноябре, когда сезон кондиционирования закончится, но зимних холодов еще не будет. Очередной рост мы увидим во время отопительного сезона. Но там все зависит от погоды — если зима будет суровой, может быть скачок и до 1000 долларов за тысячу кубов. Если зима будет мягкая, как прошлая, то увидим цену в 300−400 долларов.

«СП»: Некоторые эксперты связывают рост цены на газ с сокращением поставок американского СПГ.

— Вряд ли это оказывает влияние на такие краткосрочные скачки. Американские СПГ-заводы работают по максимуму. Но вводиться в строй они будут с конца 2025-го. В 2026 году планируется ввод в строй заводов по сжижению газа в ряде стран, прежде всего в США и Катаре. Это может дать прирост на десятки процентов от нынешнего объема производства СПГ в мире. Но сообщения о возможном сокращении поставок сжиженного газа из США оказывают влияние на биржевую торговлю.

«СП»: Как идет строительство СПГ-терминалов в Европе?

— Они приняли двухэтапную программу. На первом используют плавучие терминалы для приема топлива. Но мы видим, что зачастую они стоят недозагруженными. В долгосрочной перспективе хотят строить стационарные СПГ-терминалы, способные принять больше газа. Но основная проблема Европы — в нестабильном спросе. В прошлом году она сократила потребление газа на 60 млрд кубов. И в нынешнем году сокращение продолжалось. Поэтому, пока непонятно, сколько требуется терминалов, так как неизвестен объем потребления, кто заплатит за простаивающие СПГ-терминалы. Этот момент пугает компании, вкладывающие средства в их строительство.

«СП»: В Европе не тоскуют по российскому трубопроводному газу?

— Конечно, европейский бизнес с удовольствием бы вернулся к нормальной закупке российского газа. При этом коммерческие контракты не разорваны, по некоторым из них идут тяжбы в арбитражных судах. Европейские компании обвиняют «Газпром» в недопоставке суточных объемов. Наша компания заявляет, что из-за форс-мажора не может их доставить. Украина снижает транзит, взрыв «Северного потока», из-за санкций невозможно было отправить турбины на обслуживание в Канаду. Газопровод Ямал-Европа тоже нельзя использовать, поскольку поляки национализировали долю «Газпрома» в компании-операторе польского участка. В ответ Россия ввела санкции в отношении этой компании. Контракты коммерческие действуют, бизнес хотел бы к ним вернуться, но из европейских компаний никто заикаться об этом не станет — иначе их объявят агентами Кремля. Хотя бизнес в Европе, конечно, пострадал от провозглашенного энергоперехода, дискриминации газа как такового и невозможности поставок из России.

Автор: Евгений Берсенев

Источник: Свободная пресса, 11.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики