Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риски экспорта по черноморским маршрутам возрастают

Риски экспорта по черноморским маршрутам возрастают

РФ начинает проверять сухогрузы, идущие в украинские порты

В воскресенье российские военные остановили для досмотра сухогруз, который шел в украинский порт на Дунае. После выхода РФ 18 июля из зерновой сделки это уже далеко не первый инцидент в водах Черного моря, который повышает риски для экспорта продукции на мировые рынки. Западные эксперты говорят о возможном начале «танкерной войны» наподобие той, что вели в прошлом веке Ирак и Иран, стремившиеся помешать экспорт нефти друг друга. Украинские атаки на российские танкеры и зерновозы технически возможны только с помощью стран западного союза. Однако Запад может быть не заинтересован в сокращении российского экспорта нефти или зерна из-за рисков повышения мировых цен.

Российские военные открывали в воскресенье предупредительный огонь по сухогрузу «Сукра Окан», следовавший в украинский порт Измаил под флагом Палау, сообщает Минобороны РФ. Патрульный корабль «Василий Быков», осуществлявший контроль судоходства, обнаружил сухогруз, который не отреагировал на требование остановки для досмотра. Тогда с российского корабля был открыт предупредительный огонь из автоматического стрелкового оружия, с борта «Василия Быкова» был поднят вертолет Ка-29 с группой российских военнослужащих. После радиопереговоров судно застопорило ход, и досмотровая группа высадилась на сухогруз. После досмотра «Сукра Окан» продолжил движение в порт назначения. А корабли Черноморского флота продолжили патрулирование в назначенных районах, отметило Минобороны.

Российские военные еще 19 июля сообщали, что ими изданы информационные предупреждения об отзыве гарантий безопасности мореплавателям в связи с прекращением «Черноморской инициативы». Ряд районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря объявлены временно опасными для судоходства, заявили тогда в военном ведомстве.

Украина, со своей стороны, объявила в начале августа о военной угрозе в акватории шести российских портов. Речь об акватории внутреннего и внешнего рейдов портов Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи и Тамань. А 4 августа зарегистрированный в Санкт-Петербурге нефтеналивной танкер «Сиг» получил пробоину в районе машинного отделения в 32 морских милях от Керченского пролива. Росморречфлот сразу предположил, что пробоина стала причиной атаки морского дрона. Танкер с 11 членами экипажа стоял порожняком на якорной стоянке. Часть матросов пострадали от осколков стекол, но все остались живы. Служба безопасности Украины (СБУ) почти сразу признала, что это именно она организовала ночной удар по российскому танкеру «Сиг», по крайней мере так сообщали украинские медиа.

Атаки украинских беспилотников (в том числе и на портовую зону Новороссийска) создают в Черном море совершенно новую военную ситуацию, отмечали эксперты «НГ», по мнению которых Киев де-факто анонсировал военные действия на Черном море у российского побережья (см. «НГ» от 06.08.23). А западные аналитики предсказывают начало новой войны по типу «танкерной», которую вели между собой несколько лет в 1980-е годы Иран и Ирак, стараясь нанести ущерб неприятелю, ограничив его нефтяной экспорт. При этом, несмотря на все риски, экспорт тогда эти страны не прекращали. В Черном море можно ожидать повторения такой ситуации, считают они. 

Порты Черного моря являются крупнейшим выходом для экспорта нефти из России, также здесь значителен экспорт казахстанской нефти по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), пишут эксперты Института международных финансов (IIF). Они отмечают также, что суда из Греции, страны НАТО, полностью доминируют на терминале КТК, сократив присутствие в Новороссийске.

«То, что российские черноморские порты являются районами военного риска, вероятно, повысит страховые взносы, что, в свою очередь, может увеличить скидку на российскую нефть. Таким образом, угроза Украины может представать как их собственный ценовой потолок, хотя его эффективность в ограничении доходов России зависит от того, насколько вырастут мировые цены на нефть», – сообщают они.

«Есть только два государства, которые могут проводить в Черном море самостоятельную политику в области торговли и вопросов обороны – это Россия и Турция, – сказал «НГ» вице-президент Опоры России по вопросам экспорта Николай Дунаев. – Турция не только выбрала нейтралитет в связи с конфликтом в Украине, но она еще и закрыла, в соответствии с конвенцией Монтре, проход через проливы Босфор и Дарданеллы из Средиземного моря в Черное для кораблей нечерноморских стран». Ситуация в черноморских портах двух стран является весьма чувствительной с точки зрения поставок некоторых продуктов на мировые рынки, продолжает эксперт. «Отсюда идут до 30% объемов мирового экспорта пшеницы, 50% подсолнечного масла, почти 10% – нефти и нефтепродуктов. Ограничения торговли здесь несут большие риски для мирового экспорта», – говорит Дунаев. – Эти риски будут включаться в конечную цену товаров. По крайней мере до тех пор, пока эти цены будут конкурентоспособны».

«Произошло сокращение поставок украинского зерна из Одессы. Украина поставляет также через порты на Дунае, но они гораздо меньше. Что касается Новороссийска, то оттуда идет экспорт российских зерна и нефти с нефтепродуктами», – рассказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Украинцы могут пробовать ограничить этот вывоз военными методами, но делать это без помощи Запада для них невозможно. А Запад не в восторге от планов сокращения нашего экспорта. Дело в том, что страны западного союза и раньше не стремились ограничить экспорт российского зерна, хотя по факту это получалось из-за проблем со страхованием, платежами и т.д. Что касается нефти, то помощь Украине в блокировании Новороссийска также привела бы к сокращению поставок и росту в связи с этим мировых цен. Но это не выгодно США накануне президентских выборов. В Европе по этой причине могут повыситься цены на нефтепродукты, что может привести к смене ряда правительств. В общем – это потенциально опасная для Запада история», – говорит Митрахович. Через Новороссийск идет и казахстанская нефть по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. «Думаю, что Запад одернет Украину в этих атаках на Новороссийск», – говорит эксперт.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 13.08.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики