Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Туркменистан держится за трубу: Ашхабад испугали возможные поставки российского газа в КНР

Туркменистан держится за трубу: Ашхабад испугали возможные поставки российского газа в КНР

Туркменистан не хочет подпускать Россию к трубопроводу, по которому вместе с Казахстаном и Узбекистаном поставляет газ в КНР. Особенно в свете того, что Москва уже лишила Ашхабад статуса лидирующего поставщика газа в Поднебесную.

Туркменистан, Казахстан и Узбекистан совместно поставляют газ в КНР по трубопроводу, который в 2009 году построили «Туркменгаз» и китайская CNPC. Ашхабад держит по нему своего рода монополию: из общего объема поставок (55 млрд кубометров в год, Туркменистан законтрактовал 40 млрд кубометров, остальные объемы — на Узбекистане и Казахстане.

Сейчас внутреннее потребление газа в этих двух республиках выросло, поэтому они не в состоянии выполнять прежние контракты по поставкам в Китай, отмечает партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, Казахстан и Узбекистан из-за этого почти прекратили весь экспорт.

И в ноябре прошлого года Россия предложила республикам вариант решения проблемы: создать «тройственный союз», который позволяет прокачивать газ в Китай по территории этих государств, параллельно снабжая их внутренний рынок. В Кремле пояснили, что проект нужен для транспортировки газа как для внутренних, так и для внешних рынков. То есть координация коммерческих интересов, а не поставка газа в обмен на политические условия.

На прошлой неделе российской МИД заявил, что «тройственный газовый союз», который все еще юридически не существует, может быть расширен: другие государства проявляют интерес к вступлению, а новое партнерство должно быть «взаимовыгодным и конструктивным, учитывающим позиции всех участников».

Туркменистан такое заявление сильно удивило. «О каких “возможностях расширения” идет речь, какие “другие государства” проявляют к ним интерес, что, в принципе, стоит за “трехсторонним взаимодействием” в газовой сфере? Обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не дает на них ответы», — возмущается зампредседателя госконцерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев. Он утверждает, что с Туркменистаном никто консультаций не проводил, поэтому подобный единоличный подход Ашхабаду «непонятен и неприемлем».

«В существующую схему распределения объемов газа, поставляемого в Китай, планы по расширению состава участников проекта газопровода “Туркменистан — Китай” не входят» — Мырад Арчаев

Туркмении сложно конкурировать с РФ за китайского потребителя: против нее играет репутация ненадежного партнера и неповоротливость руководства энергоотрасли страны.

При этом китайский рынок очень нужен России, в частности «Газпрому», который в 2022-м продал за рубеж минимальный объем газа со времен последних лет существования СССР, — 100 млрд кубометров. В этом году показатель будет вдвое меньше — 50 млрд кубометров, что сравнимо с объемом поставок во времена Леонида Брежнева.

И, чтобы заполучить китайцев, Россия предлагала даже взять на баланс гидротехнические сооружения Узбекистана и Казахстана — в обмен на уступку «Узгазтрейдом» прав для «Газпрома» по поставкам газа в Поднебесную, писала в январе 2023-го «Газета.uz». По данным источников издания, позже эти условия сняли.

Усилия оправдались: «Интерфакс» изучил данные китайской таможни и подсчитал, что РФ в январе стала лидером среди поставщиков газа в КНР, сместив Туркменистан. Через месяц «Газпром» заявил, что планирует задержаться на первом месте надолго. Не вышло: Туркменистан уже в феврале вернул себе звание главного поставщика, однако Москва продолжает дышать в спину Ашхабаду. В стоимостном выражении российские поставки составили $3,4 млрд, а туркменские — более $5 млрд. Параллельно «Газпром» работает над газопроводом «Союз Восток», по которому планирует поставлять еще 50 млрд кубометров сырья в год в Китай через Монголию.

Пути ведут в Европу

Реакция Туркменистана довольно странная, ведь на начальном этапе переговоров с Казахстаном и Узбекистаном были визиты российских делегаций в Ашхабад и на правительственном, и на корпоративном уровне, вспоминает замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Он не исключил, что Туркмения на тот момент не верила, что «дело пойдет».

«Тройственный союз» не оформлен как организация — это всего лишь идея, напоминает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович. Туркмения, обладая бОльшим запасом газа, чувствует себя уверенно в союзе с Узбекистаном и Казахстаном, хоть и опасается, что Россия будет использовать трубу для транзита в Китай.

Сейчас у Туркменистана — по разным оценкам, четвертой или пятой по запасам газа страны мира — голубое топливо покупают лишь Китай (CNPC), Россия («Газпром») и Азербайджан (SOCAR). В Европу поставок нет, поскольку РФ всегда была против таких сделок, отмечает Митрахович. Он не исключил, что мнение Москвы может измениться.

В этом случае Туркменистану придется выбирать между Европой и КНР, потому что полноценных поставок газа на оба направления не хватит. «Тогда больше туркменского газа пойдет на европейский рынок и меньше — на китайский, на который рассчитывает сама Россия», — пояснил Митрахович. К слову, к Европе республику уже подталкивают США, предлагая свою помощь в организации поставок и намекая на защиту от санкций.

Европейский рынок пока даже не виднеется на горизонте туркменского экспорта, поэтому республика пытается удержать своего главного покупателя. При этом Китай заинтересован в столкновении различных поставщиков для получения наилучших условий, поскольку этой стране в долгосрочной перспективе нужно больше газа, отмечает Гривач.

Упущенная выгода

«Туркменгаз» сдал позиции, как только Россия из-за санкций развернулась на Восток. По статусу Ашхабада как важного игрока на рынке ударила авария на месторождении «Галканыш», из-за которой в январские морозы 2023-го Туркменистан прервал поставки газа в Узбекистан. В соседней республике без отопления остались жилые дома, запаниковал бизнес, использующий газ в качестве топлива.

Инцидент произошел во время экспериментального краткосрочного сотрудничества между республиками: в декабре прошлого года Узбекистан подписал контракт на поставку туркменского газа объемом до 1,5 млрд кубометров из расчета 20 млн кубометров в сутки.

Туркменистан пытался загладить вину, передав Узбекистану безвозмездно сжиженный газ. Однако Ташкент теперь считает Ашхабад ненадежным партнером, отмечают источники Turkmen.news. И после того как 1 марта 2023 года «экспериментальный» контракт истек, республики вернулись к прежней схеме, когда посредником по газовым сделкам между ними выступал «Газпром».

В таких условиях Туркменистан вполне может рассматривать Россию как конкурента на рынках Китая, добавляет аналитик «Открытие Инвестиций» Алексей Кокин. Но он сомневается, что Ашхабад в силе остановить тройственный союз.

Между тем конфликт на Украине принес Туркменистану больше пользы: подорожавшие энергоносители увеличили уровень благополучия в стране, в результате чего населению стало доступно больше продуктов. Однако причины аварии и слабые позиции на международном энергорынке, по словам источников Turkmen.news, лежат на поверхности: «Причиной срыва поставок газа в Узбекистан стали некачественные датчики, закупленные коррумпированными чиновниками и не выдержавшие мороза. А причина общего провала работы “Туркменгаза” на международном рынке — все та же тотальная коррумпированность и некомпетентность».

Покупатели пытаются по максимуму выбить скидки у Туркмении, и особенно в этом преуспевает Китай. Так, CNPC «посадила» Туркменистан на «кредитную иглу» для освоения «Галканыша» (эксперты оценивали долг в $10 млрд), власти республики оплачивали долги газом с месторождения, отмечает Turkmen.news. По данным организации, Туркменистан уже договорился с Китаем по кредитам для второго этапа.

Ашхабад, оказавшись меж двух огней, паникует преждевременно, считает Крутихин. Он уверен, что «тройственный союз» — это «чисто коммерческая сделка, рассчитанная на увеличение поставок на внутренние рынки Казахстана и Узбекистана». «Ни о каком присоединении “Газпрома” к экспорту газа в Китай речи не идет», — заявил эксперт.

В любом случае в риторике Туркменистана считывается необычная жесткость. Закрытая страна, привыкшая к стабильности правящей фамилии и мерам ведения бизнеса, по всей видимости, оказалась совсем не готова к глобальной перестройке на рынках. Китай жизненно важен для Туркменистана, поэтому Ашхабад дает понять, что пойдет на любые условия Пекина. Чем тот и пользуется.

Автор: Алина Чупанова

Источник: Компания, 16.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики