Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Reuters: «Газпром» впервые направил СПГ по Северному морскому пути

Reuters: «Газпром» впервые направил СПГ по Северному морскому пути

Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» и находится в Баренцевом море. Куда именно он идет, пока неясно. Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года и поставлял газ только в Турцию или Грецию

«Газпром» впервые направил СПГ со своего завода на Балтике по Северному морскому пути. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные Refinitiv.

Танкер «Великий Новгород» загрузился сжиженным природным газом в комплексе «Портовая» 14 августа и по состоянию на 22 августа находится в Баренцевом море. Конечная точка маршрута пока не указана.

Терминал «Газпром СПГ Портовая» мощностью 1,5 млн тонн в год был запущен в сентябре 2022 года. С этого момента поставки СПГ с проекта шли только в Турцию или Грецию. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— У «Газпрома» есть среднетоннажный завод на Балтике, который обычно работал на Европу, соответственно, есть вариант поставки газа и азиатским потребителям. Судя по срокам, скорее всего, это Китай. В Китай российский газ поставляется с другого российского проекта уже давно, с «Ямал СПГ» компанией «Новатэк», и в том числе используется Северный морской путь. Обычно поставки на большое расстояние крупнотоннажного газа больших партий более рентабельны, поставки среднетоннажного газа менее рентабельны. Но я думаю, раз компания «Газпром» пошла на этот шаг, то, по расчетам, газ стоит достаточно, чтобы окупить данный маршрут. В перспективе я думаю, что роль Северного морского пути будет расти, когда по нему будет обеспечена круглогодичная навигация. Для этого надо использовать дополнительно ледоколы, в том числе атомные. Необходимо развитие инфраструктуры по этому пути, в том числе прибрежной.

— Есть ли все же риски, какие-то минусы такого пути?

— Поскольку российский СПГ в Европе не запрещен, то с той же самой станции «Портовая» в Балтийском море газпромовский СПГ среднетоннажный идет в Европу, в частности, например, в Грецию. Она находится ближе, поэтому этот путь удобнее использовать. Но не сегодня, так завтра импорт российского СПГ в Европе могут запретить, и тогда придется неизбежно искать альтернативы. Альтернатива — это азиатские рынки во главе с Китаем, возможно, и другие страны там тоже будут участвовать. Поэтому понятно, почему «Газпром» оборачивается на Северный морской путь. Путь долгий, путь сложный, связанный с ледовой обстановкой, чисто экономически рациональней было бы продолжать поставлять в Европу, но компания «Газпром» и в целом российский бизнес не могут не осознавать, что есть риски, что, например, можно проснуться завтра и узнать, что ЕС запретил импорт российского СПГ. Поэтому хочешь не хочешь, приходится искать другие варианты, даже если они связаны с необходимостью вложения в инфраструктуру, в ледоколы, необходимостью осваивать новые маршруты, новые механизмы торговли и так далее. Но мне кажется, это закономерный процесс в текущих обстоятельствах.

Ранее стало известно, что принадлежащая «Газпрому» «Газпромнефть» в августе отправила танкерную партию нафты из балтийского порта Усть-Луга в направлении Китая через Северный морской путь.

Источник: BFM.RU, 22.08.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики