Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Торг за НДПИ и тарифы на газ

Торг за НДПИ и тарифы на газ

Минфин и Минэкономразвития предлагают новые инициативы в долгом споре с «Газпромом» о темпах роста НДПИ на газ и тарифах на внутреннем российском рынке. Ведомство Эльвиры Набиуллиной внесло в правительство предложения по росту тарифов естественных монополий в 2012-2014 гг., предполагающие возможность их увеличения со скоростью выше инфляции. Напомним, ране ограничиться уровнем инфляции потребовал лично Владимир Путин, хотя позже признал, что у него «не поднялась рука» зафиксировать подобное решение официально. Теперь Мин­экономразвития предлагает перейти на двухэтапное повышение тарифа на газ – с 1 января 2012 года предполагается повышение тарифа на 5%, с 1 апреля – на 9,5%. В годовом исчислении (декабрь к декабрю) увеличение тарифов на газ составит 15%, однако за счет применения схемы двухэтапного повышения тарифов среднегодовые цены «Газпрома» вырастут в 2012 году «всего» на 12,5 процентов. Это чуть ниже показателя в 15 процентов – казалось бы, согласованных еще несколько месяцев назад, до идеи Путина оставить рост тарифов в рамках инфляции.

Для «Газпрома» санкция на повышение тарифов будет означать компенсацию за рост НДПИ. Другим способом уменьшить – или компенсировать – увеличение НДПИ может стать отмена беспошлинной схемы экспорта газа в Турцию по «Голубому потоку». Этот вариант предлагает ведомство Алексея Кудрина. Тогда НДПИ будет установлен для «Газпрома» (на 2012 год) на уровне всего в 431 рублей. Газовый концерн теоретически может попытаться переложить эти расходы (30-процентную экспортную пошлину) на самого потребителя – Турцию, но объективно шансов на успех у него не много. Ведь от Анкары в настоящее время Москва хочет добиться разрешения на прокладку труб South Stream в турецкой исключительной экономической зоне в Черном море. Так что в итоге компенсация «Газпрому» за НДПИ наверняка будет иметь место именно в форме увеличения цен для внутренних потребителей.

Автор:  Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики