Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: «Силу Сибири 2» дотянут до Пекина, но коммерческого соглашения пока нет

Игорь Юшков: «Силу Сибири 2» дотянут до Пекина, но коммерческого соглашения пока нет

Зачем России нужна еще одна «труба»

В рамках совещания по вопросу реализации проекта «Мурманский СПГ», президент России Владимир Путин призвал к ускорению строительства газопровода «Сила Сибири 2».

«Учитывая хорошие перспективы для расширения сотрудничества с дружественными странами, рассматриваем возможность ускорить строительство дальневосточного маршрута, а также магистрального газопровода „Сила Сибири 2“», — подчеркнул глава государства.

Оценивая необходимость газопровода «Сила Сибири 2», эксперт Финансового университета при правительстве России, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков уточнил, что данная ветка важна вовсе не потому, что первая не справляется.

— Просто хочется увеличить поставки газа на экспорт, в Китай. У России и Китая хорошие политические отношения, хороши личные отношения Владимира Путина и Си Цзиньпина, однако в экономике есть некая диспропорция. В такой ситуации, как ни странно, экономика немного проседала. И сейчас мы намерены подтянуть уровень экономических отношений до уровня политических. 

У каждого газопровода должен быть отдельный коммерческий контракт. Так, по «Силе Сибири 1» в мае 2014 года между «Газпромом» и китайской CNPC был подписан коммерческий контракт на покупку-продажу газа, и только после этого начали строить трубу.

В 2019-м году газопровод достроили, заполнили, и постепенно он выходит на промышленную мощность.

«СП»: Говорят, что деньги «отбиваются» не очень…

— Каждый год газопровод увеличивает объемы прокачки примерно на пять миллиардов кубов в год. То, что объемы прокачки растут постепенно — это нормально. Иногда приходится слышать, что, мол, «Сила Сибири» — газопровод бесполезный, построен на 38 миллиардов кубов, а в реальности прокачка составляет 15−20 миллиардов.

Но такая трактовка не правильная. Постепенное наращивание позволяет «Газпрому» постепенно наращивать мощности, увеличивать добычу. Но это выгодно и Китаю — 38 миллиардов кубов одномоментно ему было бы не нужно, а постепенно увеличивать — самый раз. Поэтому Китай так и заказывал.

«СП»: Понятно, что для первой «Силы Сибири» ресурсной базой являются Чаяндинское месторождение в Якутии и Ковыктинское в Иркутской области. А откуда будет брать газ «Сила Сибири 2»?

— Ресурсной базой для этого проекта станет газ западносибирских месторождений, с которых шел газ в Европу и на российский внутренний рынок. Они у нас разработаны, там не надо вкладываться. На месторождениях Ямало-Ненецкого автономного округа газа очень много — «Газпром» раньше заявлял, что еще на сто миллиардов кубов можно поднять добычу — надо просто вентиль повернуть. Раньше у нас просто не было сбыта, потому что поставки в Европу упали.

Определен маршрут «Силы Сибири 2» — через Монголию и приход в район Пекина. Однако пока там нет коммерческого соглашения. А строить газопровод без такого соглашения нельзя. Иначе, ты его построишь, а из тебя будут веревки вить, — мол, ты же потратил, деньги потратил, давай теперь будешь продавать хоть за какие-то деньги.

«СП»: А китайцы-то в еще одном газопроводе заинтересованы?

— Проект этот обсуждается очень давно, еще с 1990-х годов, но тогда он назывался газопровод «Алтай». Когда Си Цзиньпин приезжал в Россию, они с Путиным тоже «Силу Сибири 2» обсуждали, и судя по риторике нашего президента, было все позитивно — «они продвинулись», «они согласны». Но, вполне возможно, что Китай не хотел подписывать коммерческое соглашение в России, чтобы не воспринималось, что Си приехал с протянутой рукой и попросил у России газ.

Китайцы — очень жесткие переговорщики. Я думаю, чисто символически, Китаю хочется, чтобы Путин приехал в Китай и как бы «привез» газ. Поэтому, не исключаю, что соглашение будет подписано входе возможного осеннего визита Путина в Пекин.

«СП»: Сейчас экономика России испытывает определенные трудности. Есть ли смысл тратить средства именно сейчас?

— Такие газопроводы строятся на десятилетия. Мы даже сейчас продолжаем эксплуатировать газопровод через Украину, а ведь он был построен, условно говоря, в 1960−70-е годы. То есть, мы продолжаем его использовать более 50-ти лет. Поэтому говорить, что «Сила Сибири» никогда не окупится, нельзя — все зависит от коммерческого соглашения. Ведь как соглашение подписал — так и будет на десятилетия вперед.

Чтобы построить трубу «Силы Сибири 2» деньги есть. Причем, здесь, в отличие от «Силы Сибири 1», не надо разрабатывать месторождений. Просто нужно трубу построить. Это, безусловно, тоже дорого, но в базу вкладываться уже не надо, ведь разработать месторождение — это тоже очень дорого.

«СП»: В свое время Россия вела основные поставки газа в Европу, но — случилось то, что случилось. Нет ли угрозы, что когда-нибудь мы пожалеем о том, что развернулись полностью на Восток?

— Говорить что «Сила Сибири 2" — навсегда, безусловно, было бы неверно. Лет пять назад никто не мог ожидать, что у нас произойдет радикальный разрыв отношений в газовой сфере с европейцами. Это прогнозировать невозможно.

Конечно, по поставкам газа в Китай можно увидеть некие риски. В Европе много потребителей, много разных компаний, а когда говорим про поставки в Поднебесную — ты строишь трубу к одному потребителю, и в этом есть определенный риск: ты никуда не денешься, если потребитель откажется от покупок.

Но, с другой стороны, Китай сейчас — это огромный рынок, который продолжает расти большими темпами, ему требуется потребление все большего объема энергии, ему и дальше нужно будет много газа. Поэтому, почему бы нам не выходить на этот растущий рынок?

Надо выходить на новые рынки, надо конкурировать, необходимо стараться удержать эти рынки. Мы же до сих пор поставляем газ в Европу, мы там были больше 50 лет, почему же мы должны рынок сдавать американцам? Надо бороться за свои интересы. А если считать, что в будущем может быть плохо и ничего делать не надо — можно сразу ползти на кладбище.

Автор: Павел Еськов

Источник: Свободная пресса, 05.09.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики