Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков рассказал, когда возможен пересмотр параметров топливного демпфера

Игорь Юшков рассказал, когда возможен пересмотр параметров топливного демпфера

Как стало известно “Ъ”, Минэнерго в условиях кризиса на топливном рынке пытается активизировать дискуссию о возвращении полных выплат по демпферу, которые были сокращены вдвое с сентября. Демпфер остается ключевым инструментом для снижения оптовой стоимости бензина и дизтоплива, которые держатся на исторических максимумах. Впрочем, пока неясно, за счет чего будут компенсированы расходы бюджета в случае возврата к полным выплатам.

Мнением на этот счет с Агентством нефтегазовой информации поделился эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Логично, что возврат к полному демпферу обсуждает Минэнерго. Ведомство двумя руками «за» и приняло бы это без проблем, потому что оно отвечает за стабильность топливного рынка. У Минэнерго главная задача стабилизировать цены на топливо в опте и в рознице. При этом, чтобы все были довольны: нефтяные компании не повышали цены, не было дефицита, не сокращались ни переработка, ни добыча, по крайней мере, без специальных решений государства.

Но сокращение выплат по демпферу, как сам демпфер, в свое время пролоббировал Минфин. Поэтому, мало ли что обсуждает Минэнерго. Главное что обсуждает Минфин, и на чью сторону встанет президент. Это фундаментальный и важный вопрос стабильности на топливном рынке и в бюджете. А мы помним, что по итогам первого квартала стало ясно, что дефицит российского бюджета может оказаться больше, чем предполагалось, когда он принимался. Все первое полугодие цена на российскую нефть, по которой Минфин рассчитывал размер экспортной пошлины и НДПИ были значительно меньше, чем предполагалось: $49-50-55. Тогда Минфин принимал различные меры, чтобы увеличить доход бюджета, в частности, устанавливал лимит скидки, сокращал расходы. И урезание демпфера – один из инструментов сокращения расходов. Все прекрасно понимали, что это создаст проблемы для внутреннего топливного рынка. Но здесь чаща весов качнулась в сторону макроэкономической стабильности и сокращения дефицита бюджета.

Думаю, пересмотр параметров демпфера действительно может быть, но, наверное, это произойдет не сейчас, не быстро, и то в случае, если существенно улучшится ситуация с доходами госбюджета. Пока мы видим положительную динамику: скидка на российскую нефть продолжает снижаться, нефть дорожает, рубль ослаб. В рублевом выражении наша нефть стоит дорого и доходы бюджета во втором полугодии существенно вырастут по сравнению с первым полугодием.

Возврат к серьезному разговору о возврате полных выплат по демпферу или его корректировке, на мой взгляд, может произойти лишь к Новому году. Пока ситуация стабилизируется за счёт того, что немного снизятся объемы потребления топлива. Летний автомобильный сезон заканчивается. Сначала на опте цена стабилизируется, затем в рознице.

Еще один важный показатель, который может повлиять на решение о параметрах демпфера – уровень инфляции. Пока прогноз на 6%. Почему это важно? У нас в стране с 2019 года было негласное правило: рост уровня топлива всегда укладывался в общегодовую инфляцию. Если инфляция будет 6-7% и рост стоимости топлива на АЗС будет входить в эти показатели, то, я думаю, и демпфер корректировать не будут. И наоборот, если к концу года будет четко вырисовываться ситуация, что рост цены топлива оказался выше уровня инфляции и биржевые котировки (в опте) продолжают увеличиваться, при этом, цены на нефть позволяют формировать более менее такой бюджет, как было запланировано, тогда действительно может быть увеличение выплат по демпферу, чтобы компании сдерживали рост цен на внутреннем рынке.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 06.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики