Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть по $ 93: США потакают иранской нефти, но этого недостаточно

Нефть по $ 93: США потакают иранской нефти, но этого недостаточно

С 5 сентября мировая цена нефти превышает $ 90 за баррель, а сегодня впервые с июня 2022 года достигла $ 93. США тем временем сквозь пальцы смотрят на рост экспорта санкционной нефти из Ирана и внушительные закупки Китая, но этого недостаточно, чтобы сдержать котировки из-за сокращения поставок из России и Саудовской Аравии.

Экспорт нефти из Ирана достиг около 1,5 млн баррелей в сутки, что является самым высоким показателем за более чем четыре года. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные FGE и Vortexa.

Агентство отмечает, что рост экспорта иранской нефти происходит в то время, когда Вашингтон и Тегеран ведут переговоры по обмену заключенными и вариантами размораживания иранских средств в заграничных банках. Такая ситуация заставляет некоторых трейдеров предполагать, что смягчение санкций США в отношении иранской нефти может произойти в ближайшем будущем.

«Я думаю, что иранцам дали неписаное подтверждение… что не будет никаких дальнейших санкций в отношении покупателей нефти, пока они участвуют в неофициальных переговорах», — сказал управляющий директор FGE Иман Нассери.

Он отметил, что импорт иранской нефти в Китай может вырасти еще на 200 — 300 тыс. баррелей в сутки, если цены на иранское сырье останутся низкими.

Почти все объемы иранской нефти экспортируются в Китай. Как отмечает Reuters, закупки ведут небольшие независимые НПЗ, которые называют «чайниками».

«Китайские государственные предприятия не возобновили импорт и переработку иранской нефти, потому что санкции США и угроза вторичных санкций остаются сдерживающим фактором», — сказал агентству один из чиновников.

Трейдеры говорят, что «чайники», ориентированные на внутренний рынок, получают большую часть сырья через посредников из стран под санкциями. Чувствительные к цене независимые НПЗ обращаются к иранской нефти, поскольку российская дорожает, сказал источник Reuters в Шаньдуне. По его данным, российский сорт ESPO торгуется к эталонной ICE Brent с премией в 50 центов за баррель, Urals предлагается со скидкой всего в $ 1,5. Другое дело — иранская нефть. С танкеров ее предлагают со скидкой в $ 13-$ 20 в зависимости от сорта.

В Международном энергетическом агентстве отмечают в сентябрьском отчете, что США, Бразилия и Иран выбросили на рынок дополнительные объемы нефти. Но этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать сокращения поставок из Саудовской Аравии и России. Королевство продлило до конца года снижение добычи на 1 млн баррелей в сутки, а Россия — экспорт 300 тыс. баррелей в сутки.

Сегодня поставки эталонной Brent выросли на бирже до $ 93 и находятся на уровне выше $ 90 уже больше недели.

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что Китай скупает почти всю иранскую нефть и, если бы с Ирана даже сняли санкции, это не привело к взрывному росту поставок.

«Иран уже сейчас добывает и экспортирует, сколько может. Для дополнительного роста же нужны масштабные инвестиции и современные технологии», — Игорь Юшков замечает, что российская и иранская нефть конкурируют на китайском рынке.

«С другой стороны, Китай поступает рационально и скупает и российскую, и иранскую нефть, потому что они все-таки имеют скидку по сравнению с другими сортами. Поэтому, когда говорят об увеличении иранского экспорта в Китай, то это говорит о вытеснении других поставщиков. Между Ираном и Россией конкуренция есть, но она не критическая и не ярко выраженная. Хотя, конечно, иранские объемы влияют на мировой рынок. И если бы не рост поставок, то дефицит и рост цен начались бы раньше. Тогда, возможно, России не пришлось бы сокращать экспорт нефти», — добавляет ведущий аналитик ФНЭБ.

Источник: EADaily, 14.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики