Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стабилизация топливного рынка оказывается непосильной задачей

Стабилизация топливного рынка оказывается непосильной задачей

Власти смирились с быстрым подорожанием бензина и теперь воюют с его дефицитом

Больше 30 лет российские власти пытаются стабилизировать российский топливный рынок – но пока безуспешно. Периоды относительной ценовой стабильности в России сменяются новыми скачками цен и дефицитом бензина. Правда, за эту временную ценовую стабильность власти расплачиваются с бизнесом гигантскими отступными – более 2 трлн руб. за прошлый год. Попытка сократить эти отступные из-за нехватки денег в казне спровоцировала летом 2023 года быстрое подорожание бензина, которое соответствует двух- или даже четырехкратному годовому росту цен. Российские регионы сегодня жалуются на нехватку топлива: «В алтайском городе серьезный дефицит бензина», «В нефтяном Татарстане дефицит топлива» и т.п. В начале сентября появились сообщения, что правительство готово к уступкам, может вернуться к гигантским отступным. Но на последнем совещании с нефтяниками правительственные чиновники заговорили о запретительных экспортных пошлинах, которые будут обнуляться при выполнении обязательных поставок на внутренний рынок.

Первые признаки топливного кризиса появились еще в мае 2023 года, когда Минфин заявил о планах сократить выплаты нефтяникам отступных из бюджета (так называемые демпферные выплаты). С тех пор правительство проводит регулярные совещания с бизнесом в поисках выхода из топливного кризиса. Однако разрешения кризиса пока не видно. Более того, к быстрому подорожанию топлива сегодня добавилась нехватка бензина в самых разных российских регионах. А глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев называет кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельскохозяйственного года. «Мы сейчас остановим и уборочную и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – заявил Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы 6 сентября. В ответ на жалобы аграриев Минэнерго внесло в правительство и администрацию президента указ о запрете серого экспорта. Поставки бензина и дизтоплива за границу разрешат только нефтеперегонным заводам (НПЗ). Первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин утверждал тогда, что принято принципиальное решение о запрете серого экспорта.

Правда, сегодня чиновники обсуждают другой способ стабилизации топливного рынка. Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из России нефтепродуктов, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, сообщили Интерфаксу несколько источников. Правительство РФ рассматривает два варианта стабилизации цен на топливо: полный запрет экспорта нефтепродуктов на определенный срок для насыщения рынка, а также повышение экспортной пошлины до 250 долл. за тонну на нефтепродукты. Об этом ТАСС сообщил источник в правительстве по итогам совещания вице-премьера РФ Александра Новака по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке в прошлую пятницу. Если компания-экспортер выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть.

Один из источников отметил, что такую высокую пошлину предлагается ввести в качестве меры, препятствующей серому экспорту.

Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит 7,1 долл. за тонну, на темные – 23,9 долл. за тонну. С 1 января 2024 года в результате «налогового маневра» экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться.

С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб. за тонну при экспорте бензина и дизельного топлива, если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, данная мера оказалась недейственна для целей обеспечения потребностей внутреннего рынка. Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов, это предложение поддержал вице-премьер Александр Новак. Соответствующий указ находится в правовом управлении администрации президента.

Предложение о запретительных пошлинах вызвало серьезное сопротивление нефтяников, сообщил Интерфакс. Так, заметил один из собеседников, компании полагают, что такая мера не приведет к снижению оптовых цен, а, наоборот, еще больше разгонит их. Кроме того, неясно, как определять, у кого серый экспорт, а у кого нет, а также каким образом возвращать средства через обратный акциз. Очередное совещание пока не назначено, возможно, оно состоится в начале следующей недели.

На пленарной сессии ВЭФ президент Владимир Путин напомнил, что в РФ были попытки использовать самые разные способы регулирования внутреннего топливного рынка. «Было много механизмов. В 2009 году, когда я возглавлял правительство РФ, было принято решение – толстое, фолиант целый – о взаимодействии компаний ТЭК и правительства. И все там было детально расписано. Оно действует сейчас, но не применяется. Сейчас применяются другие механизмы, так называемый демпфер. Я уже сказал, в чем его смысл – баланс между внешними и внутренними ценами. Его ополовинили, и он не стал так эффективно работать, как работал до этого. Инструменты известны, договоренности есть. Надеюсь, это отразится на реальном положении дел», – сообщил Путин.

В российском правительстве описывают причины топливного кризиса по-своему. Перебои с топливом на Юге России возникли из-за попыток создать искусственный дефицит путем закрытия заправок. Об этом сообщил РИА Новости глава Минэнерго Николай Шульгинов. «Ситуация на Юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации: закрывал заправки, создавая искусственный дефицит», – объясняет федеральный министр. Шульгинов подчеркнул, что потребности внутреннего рынка в топливе полностью обеспечены производством (см. «НГ» от 12.09.23).

Правда независимые специалисты уверены, что дефицит топлива в регионах вызван как недостаточным объемом предложения, так и сбоями в логистике. «Но дефицит топлива – это более серьезная проблема, с которой и нужно бороться в первую очередь», – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его словам, рост цен – это наименьшее зло в ряду дефицита, недолива топлива, махинаций с его качеством и экономии на безопасности на автозаправках. Введение запретительных пошлин на вывоз продуктов нефтепереработки, по мнению Митраховича, можно рассматривать только как временную и локальную меру, поскольку компании в ответ на повышение пошлин просто увеличат вывоз сырой нефти. «Было бы ошибкой применять вывозные пошлины как долгосрочную меру для ограничения экспорта и наполнения внутреннего рынка», – считает эксперт.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 17.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики