Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:
«На первом этапе временный запрет на экспорт приведет к видимым изменениям: внутренний рынок быстро насытится, а цены на бирже существенно снизятся. Другой вопрос, сколько продлится эта мера. Если ограничение будет действовать долго, возникнут риски дефицита топлива на внутреннем рынке. До сих пор примерно половину производимого дизеля компании отправляли на экспорт. России объективно не нужны все производимые объемы: в стране столько дизеля не потребляется. Сейчас, после введения ограничения на экспорт, все имеющиеся объемы будут направлены на внутренний рынок. Казалось бы — здорово! Но если ограничение продлится долго, придется либо останавливать НПЗ, либо перенастраивать их работу. Сколько потребуется времени на перенастройку, неизвестно. Если компании будут останавливать заводы, чтобы переориентировать производство на внутренний рынок, они не будут ничего производить. В результате мы не получим никакого бензина и дизеля - ни дорогого, ни дешевого. Но в краткосрочной перспективе все будет выглядеть хорошо, и задачи смежных отраслей будут выполнены: внутренний рынок стабилизируется, аграрии вовремя проведут необходимые работы (если железнодорожники топливо вовремя привезут). В целом же, насколько оправдана эта мера, большой вопрос.
Теперь с точки зрения доходов государства. Если мы сокращаем экспорт, то получается дефицит на мировом рынке, в результате чего растут цены. В итоге мы можем получить еще большую прибыль. Но опять же, главный вопрос в сроках действия ограничения».
Федор Сидоров, финансовый аналитик, основатель «Школы практического инвестирования»: