Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти ограничили экспорт топлива: аналитики назвали возможные негативные последствия

Власти ограничили экспорт топлива: аналитики назвали возможные негативные последствия

Запрет на вывоз бензина и дизеля решит лишь краткосрочные проблемы

Острая ситуация на внутреннем рынке топлива потребовала от правительства радикальных мер. Власти ввели временное ограничение на экспорт бензина и дизеля с 21 сентября 2023-го, чтобы удовлетворить спрос своих же потребителей. В последние месяцы жители южных регионов России и ряда других областей сообщали о проблемах с доступностью бензина и дизеля. Под угрозу попала уборочная компания, о чем говорилось в стенах Госдумы. Но поможет ли правительственная мера стабилизировать внутренний рынок? Смогут ли аграрии оперативно получить доступный дизель и как изменятся цены на топливо в ближайшее время? Об этом «МК» рассказали эксперты.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«На первом этапе временный запрет на экспорт приведет к видимым изменениям: внутренний рынок быстро насытится, а цены на бирже существенно снизятся. Другой вопрос, сколько продлится эта мера. Если ограничение будет действовать долго, возникнут риски дефицита топлива на внутреннем рынке. До сих пор примерно половину производимого дизеля компании отправляли на экспорт. России объективно не нужны все производимые объемы: в стране столько дизеля не потребляется. Сейчас, после введения ограничения на экспорт, все имеющиеся объемы будут направлены на внутренний рынок. Казалось бы — здорово! Но если ограничение продлится долго, придется либо останавливать НПЗ, либо перенастраивать их работу. Сколько потребуется времени на перенастройку, неизвестно. Если компании будут останавливать заводы, чтобы переориентировать производство на внутренний рынок, они не будут ничего производить. В результате мы не получим никакого бензина и дизеля - ни дорогого, ни дешевого. Но в краткосрочной перспективе все будет выглядеть хорошо, и задачи смежных отраслей будут выполнены: внутренний рынок стабилизируется, аграрии вовремя проведут необходимые работы (если железнодорожники топливо вовремя привезут). В целом же, насколько оправдана эта мера, большой вопрос.

Теперь с точки зрения доходов государства. Если мы сокращаем экспорт, то получается дефицит на мировом рынке, в результате чего растут цены. В итоге мы можем получить еще большую прибыль. Но опять же, главный вопрос в сроках действия ограничения».

Федор Сидоров, финансовый аналитик, основатель «Школы практического инвестирования»:

«Временным ограничением экспорта топлива правительство сможет достаточно быстро добиться снижения биржевых котировок: нефтяникам будет целесообразнее продавать продукцию на внутреннем рынке, и он быстро перенасытится. Аграрии смогут удовлетворить свои потребности, и уборочной компании ничего не будет угрожать. На рознице все это отразится едва ли – топливо на АЗС продолжит медленно, но верно дорожать. Однако затем наступят долгосрочные негативные последствия. НПЗ будут снижать объемы переработки, что повлияет на эффективность всей системы. Как итог – новый рост котировок. К тому же в начале сентября вдвое снизились выплаты по демпферу, а разница в цене между внешним и внутренним рынками составляет порядка 20 тысяч рублей за тонну. Так что хоть краткосрочно мера и сработает, но затем нужно будет как-то решить вопрос с серым экспортом топлива. Ну и возврат к росту биржевых цен неизбежно произойдет - в течение четырех-шести месяцев».

Автор: Людмила Александрова

Источник: МК, 21.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики