Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Визит на АЗС не должен быть для россиян шоком

Визит на АЗС не должен быть для россиян шоком

Пока Минфин и Минэнерго лоббировали свои интересы, топливо подорожало и стало исчезать

Правительство России готово принять кардинальные меры, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке топлива. Об этом в кулуарах Тюменского промышленно-энергетического форума сообщил журналистам вице-премьер РФ Александр Новак.

«Возникла диспропорция именно на оптовом рынке. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сбалансировать оптовый рынок. Вы видите, в последние две торговые сессии на бирже цены на бензин упали прилично, примерно на 4% суммарно, сегодня видим снижение цен на дизтопливо. Работа, которую мы проводим, приводит к тенденции того, что рынок балансируется», — сказал он.

Вместе с тем, если понадобятся более кардинальные решения, то они подготовлены, и при необходимости правительство может их принять, добавил вице-премьер.

По данным Росстата, средняя розничная цена дизельного топлива в России за неделю с 11 по 18 сентября выросла на 1,32 рубля, также поднялись цены на бензин.

Александр Новак заверил, что дефицита топлива в России сейчас нет, проблемы с наполнением рынка решены, и в этом году его производится больше, чем в прошлом.

«Да, там были моменты, связанные с тем, что не вовремя вышел из ремонта нефтеперерабатывающий завод. В июле-августе этого года был логистический сбой, но проблемы в рабочем режиме решались и решаются в Министерстве энергетики, РЖД, регионах и так далее», — пояснил вице-премьер.

По словам первого замминистра энергетики РФ Павла Сорокина, рост цен на дизельное топливо в России был спровоцирован его дефицитом в мире.

«В мире наблюдается дефицит „дизеля“, особенно в Европе, что также подтолкнуло вверх цены на „дизель“ в последние два месяца», — сказал он в ходе пленарного заседания в Госдуме.

Чиновник также заверил, что министерство, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и нефтяные компании принимают усилия для максимизации поставок на внутренний рынок и создание «искусственного избытка» товара на бирже.

Его объяснения, судя по всему, не удовлетворили депутатов Госдумы, которые уже не раз обращали внимание на высокие цены на горюче-смазочные материалы. Как заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, с вопросом о высоких ценах на ГСМ к народным избранникам обращаются фермеры, руководители сельхозпредприятий, губернаторы.

По его словам, в период осенней уборочной кампании аграрии вынуждены покупать топливо в розницу на автозаправках, где оно дешевле, чем оптовые закупки.

Председатель ГД дал поручение председателями профильных комитетов по энергетике, по аграрным вопросам, по контролю и по бюджету и налогам в ежедневном режиме вести мониторинг ситуации, как идет снижение цен на ГСМ.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что, говоря о кардинальных мерах, Александр Новак подразумевал введение заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты.

— Эта идея озвучивалась ранее. Это было бы действительно жесткой мерой. Фактически это запрет на экспорт нефтепродуктов вообще, но, я думаю, что в реальности принятия такой меры не будет. Это скорее элемент торга, элемент давления на ряд сторон. Не только на компании, им бы этого не хотелось, для них это тоже был бы большой удар, они хорошо зарабатывают на экспорте нефтепродуктов.

Логика Минэнерго понятна — если запереть нефтепродукты на внутреннем рынке, то они от переизбытка упадут в цене. Формально проблемы, которые есть здесь и сейчас, на первом этапе решатся, потому что будет много топлива, оно будет дешевым и т. д. Соответственно, это удар по компаниям, и этот аргумент заставляет их выйти на диалог.

С другой стороны, этот аргумент заставляет задуматься и Министерство финансов, потому что это не только линия общения компаний с Минэнерго, это скорее треугольник: Минфин — Минэнерго — компании.

Для Минфина история с заградительными пошлинами тоже была бы нехорошая, потому что если бы компании вообще не вывозили нефтепродукты, тогда они не платили бы экспортную пошлину и доходы бюджета упали бы. А одна из причин нынешнего топливного кризиса — это то что, что Минфин пролоббировал сокращение выплат по демпфирующему механизму (когда из бюджета компаниям возвращают часть налогов) с сентября ровно в два раза. Причем озвучили идею о сокращении в два раза еще весной. Это, конечно, не придавало стимула компаниям что-то делать на внутреннем рынке.

«СП»: Так в чем логика Минфина?

— Минфин делал это не из вредности, логика была в том, что он видел, что в первом и втором квартале доходы бюджета существенно ниже, чем предполагалось и существенно выше расходы. Сформировался огромный дефицит, поэтому Минфин начал думать, где поднять налоги и сократить расходы, чтобы дефицит сократить.

Сейчас ситуация иная, она выпрямляется, во многом уже компенсировали недополученные доходы в первом полугодии за счет сокращения скидки на российскую нефть и повышения стоимости нефти в принципе. Сейчас катастрофы с бюджетом мы не видим, но именно из-за этого Минфин решил сократить выплаты по демпферу, его можно понять. Однако если не будет экспорта, соответственно, доходы бюджета упадут и эту первоначальную цель он не достигнет, станет еще хуже, поэтому идея с экспортной пошлиной подталкивает и его к договоренностям.

Нефтяники, в свою очередь, правильно говорят, что это на первом этапе внутренний рынок наполнится, а потом нефтяные компании просто сократят переработку, потому что, например, больше половины производимого дизеля мы экспортируем, так всегда было.

Дизель и мазут — это наши основные экспортные нефтепродукты, не бензин. Нефтяники просто сократят выработку, потому что им физически его некуда будет деть, мы никогда не потребляли столько дизеля. В какой-то момент может вообще придется остановить НПЗ.

Дальше дефицит может начаться: который произвели быстро продадут и используют, а нового не будет. Надо будет заново перенастраивать все НПЗ на нужный объем выработки. Это риски. Не будет ни дорогого, ни дешевого топлива.

В итоге всем надо договариваться. Думаю, введение заградительной экспортной пошлины мы не увидим.

«СП»: Каждую осень уборочная страда. Все об этом знают. Так почему вообще допущена ситуация, когда в такой период поднимаются цены на ГСМ? Правительство не в курсе, что осенью урожай собирают?

— В курсе, но эта проблема постоянно возникает. В этом году она усугубилась добавление других факторов. Во-первых, часть топлива оттягивает на себя в том числе СВО. Во-вторых, у нас урожаи все более и более рекордные.

В-третьих, даже в гражданском секторе обычные автомобилисты тоже потребляют все больше и больше топлива, особенно в летний период, потому что внутренний туризм развивается. Все ездят активно по стране. Всегда был летний автомобильный сезон, но в последние годы он стал более ярко выраженным, а отрасль со своей стороны во многом не перестроилась. У нас по-прежнему тотальная часть НПЗ уходит на профилактический ремонт летом, у нас заранее не готовят запасы топлива, чтобы удовлетворить возрастающий спрос не увеличением производства «с колес», масштабных хранилищ у нас не создано за последние годы.

Существенный рост идет с 2020 года. Был ковид, люди не летали на самолетах, начали активно заниматься автотуризмом. В 2022—2023 еще и ряд аэропортов закрыт. Плюс вообще люди стали активно отдыхать внутри страны, кому-то курс рубля к доллару не позволяет выехать, да и в принципе внутренний туризм развивается.

Плюс компании не очень желают за свой счет гасить топливный кризис, потому что им заранее объявили, что им в два раз сократят выплаты в рамках демпфера. Да и в рублевом выражении нефтепродукты вывезти и продать на внешнем рынке значительно выгоднее, чем на внутреннем. Вот внутренняя цена и пошла к экспортному паритету подниматься.

Этот комплекс проблем добавился к существенному росту спроса в рамках уборочной кампании и посадки озимых.

Ну и добавляются проблемы с РЖД. Забита дорога, зачастую просто не успевают доставить. А сельхозпроизводителям нужно топливо здесь и сейчас. Они не могут ждать.

«СП»: Я правильно понимаю, профильные министерства просто-напросто не просчитали ситуацию?

— Зачастую министерства выполняют свою задачу — и за деревьями не видят леса. Минэнерго отвечает за то, чтобы внутренний рынок был насыщен топливом и по приемлемым ценам. И пытается все для этого делать.

Минфин отвечает за то, чтобы не было дисбаланса в бюджете, чтобы не было дефицита. А то, что это приведет к росту цен на топливо, то «извините, за это Минэнерго отвечает». Они пролоббировали сокращение выплат по демпферу, Минэнерго не смогло пролоббировать отказ от этой меры, потому руководством страны предпочтение было отдано макроэкономической стабильности. Каждый решает свои задачи, не всегда Минэнерго удается отстоять свои интересы, потому что это привело бы к большему дефициту бюджета.

В этой лоббистской борьбе и складывается наша действительность. Не всегда есть единая государственная политика или позиция.

«СП»: Ситуация стабилизируется?

— Сейчас на опте от очередных исторических рекордов в последние пару дней оттолкнулись. Здесь влияет и то, что спрос на автомобильный бензин начинает снижаться, потому что автосезон заканчивается. И нефтяные компании тоже опасаются негативного сценария, когда их сильно зажмут. До мелкого опта снижение цен не дошло еще, но на бирже снижение.

К прежним ценам не вернемся, но они может хотя бы перестанут расти.

«Свободная пресса»:

Когда этот материал готовился к публикации, поступило сообщение из пресс-службы Правительства РФ:

«В России введены временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Решение принято для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке».

Автор: Ирина Гусева

Источник: Свободная пресса, 21.09.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики