Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Раньше мы поставляли по трубе 160 млрд кубов газа, теперь — 25 млрд. Разница громадная

Игорь Юшков: Раньше мы поставляли по трубе 160 млрд кубов газа, теперь — 25 млрд. Разница громадная

Россия перекидывает объемы поставок из Европы в Азию

Европейский союз стал менее интересен для России в энергетическом бизнесе, чем Азия. Об этом заявила бывший министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль.

Если бы у РФ была возможность продавать в ЕС больше газа, то «мы бы с удовольствием это делали». Тем более, что контракты не разорваны, просто Россия не может доставить туда топливо, поскольку на каждом трубопроводе есть свои индивидуальные проблемы, пояснил в интервью «Свободной Прессе» эксперт финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Тот же «Северный поток-1» — там были с турбинами проблемы, которые не могли обслужить из-за санкций, и их надо было возить в Канаду, потом возвращать, и не был понятен их санкционный статус. В итоге, Запад ограничения не снял, и турбины не попали на обслуживание. Потом трубопроводы просто взорвали.

«Ямал-Европа» — там поляки национализировали долю «Газпрома» в операторе польского участка «Европола», и Россия в ответ ввела санкции против этой компании. Ну, и Украина один их двух маршрутов через свою территорию перекрыла. Остались один путь через Украину и «Турецкий поток». 

«СП»: Сколько мы потеряли и потеряем?

— Падение объемов поставок со 160 миллиардов кубов за год в 2021-м до 20−25 млрд в этом году. Это что касается трубопроводном газе. Поэтому мы бы спокойно продавали и дальше в Европу, поскольку в газовой сфере особого разворота не совершили пока.

Понятно, что нужна инфраструктура, нужно либо газопроводы другие строить, либо заводы по сжижению газа. Это долго, это дорого. Что касается трубопроводного газа, то сначала надо контракт подписать на его покупку, а потом уже строить трубопровод. Может быть, что-то подобное мы увидим во время визита Владимира Путина в Китай. А большие СПГ-заводы Россия, по крайне мере, раньше самостоятельно не строила. Поэтому повторюсь, мы бы с удовольствием продавали его в ЕС, альтернативы для нас пока нет.

«СП»: С добычей и запасами у нас хуже не стало?

— В России столько газа даже на разработанных месторождения, что мы спокойно продавали бы и все прежние объемы в Европу, и еще примерно 150 миллиардов кубов могли бы добывать на западносибирских месторождениях и продавать еще куда-нибудь. Проблем с добычей у нас никогда не было, у нас были проблемы с продажей.

«СП»: Кнайсль, говоря о купле-продаже углеводородов, упоминает Индию и Германию, с чем это связано?

— Индия упоминается, видимо, с точки зрения нефти. Тут действительно — большая часть того, что Россия поставляла в Европу, развернулась именно на индийский рынок. Часть ушла на китайский, часть на север Африки, часть в ОАЭ.

В чем можно с Кнайсль согласиться: в долгосрочной перспективе европейцы сами заявили, что собираются отказываться от ископаемых источников энергии. Есть вероятность, что рынок европейский может закрыться. Индия наоборот — растущий рынок. И в этом плане переключиться на Индию, наверное, стратегически правильно. Хотя, идеально, конечно, поставлять и туда, и туда.

СП: Дешевле ли мы продаем в Индию?

— Рынки перестраиваются. Логистика меняется, доставка в Индию дороже. Экономически выгодно поставлять в Европу, и покупать из России.

Но сейчас рынки выстраиваются с точки зрения политики, а не экономики. Мы вытеснили потихоньку с индийского рынка Ирак, Саудовскую Аравию, которые и переходят на европейские рынки.

И опять же, дешевле мы сейчас продаем, чем продавали в Германию? Логистика дороже, плюс, в сам период перестроения рынков, мы давали большие скидки. Сейчас эта скидка постоянно уменьшается. Когда мы в ФРГ поставляли нефть, то это делали по нефтепроводу «Дружба», а это более эффективный способ доставки, чем морские доставки.

Наконец, часть НПЗ немецких принадлежало «Роснефти». Поэтому, да, Азия будет играть все большую роль. Индия — самая большая страна по численности населения, там они постепенно все больше пересаживаются на мопеды, и это порождает дополнительный спрос на энергию вообще и на нефть, в частности.

Автор: Игорь Плюснин

Источник: Свободная пресса, 27.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики