Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство предложило повысить заградительную пошлину на экспорт нефти

Правительство предложило повысить заградительную пошлину на экспорт нефти

Речь идет об увеличении с 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей за тонну. Кабмин также предложил корректировку механизма компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке

Правительство предложило новые меры по сдерживанию рынка топлива. В частности, ввести заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с тонны. А также ввести полный запрет на экспорт топлива, которое было куплено на рынке, а не произведено. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак на заседании правительства с президентом.
По словам Владимира Путина, несмотря на введенный ранее запрет на экспорт топлива, розничные цены продолжают расти. Простых потребителей, по его словам, не интересуют сложные цепочки, им важен результат:

«Мы же знаем, из-за чего это происходит, и в связи с ценами на нефть, понимаете, что будет дальше, это же не первый раз. Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительство, должны другую делать работу, согласованную с компаниями, но у нас задачи-то другие. Вот в сентябре — данные Международной биржи в Петербурге — стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на 8 рублей. Мы 21-го числа ввели эти запреты, запрет на экспорт бензина и дизеля, вроде как снижение наблюдается на бирже. А за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 — 51,6, до 21-го был 49,7 рубля, то есть цена растет в рознице. Меры приняты, а цены растут. Что там происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю результат нужен. То же самое касается и сельхозпроизводителей». 

Как отметил на совещании вице-премьер Александр Новак, маржинальность АЗС уходила в минус, однако запрет на экспорт топлива привел к снижению биржевых цен в среднем на 20% для бензина и на 16% для дизеля. Сейчас, по словам Новака, на рынке идет коррекция после этого падения. Кроме того, от торгов отстранены недобросовестные трейдеры.
Правительство ожидает дальнейшей стабилизации рынка. Для этого следует ввести еще ряд мер, отметил Новак. Кроме увеличения для перекупщиков заградительной пошлины до 50 тысяч рублей и запрета экспорта купленного топлива, надо скорректировать демпфер и, возможно, субсидировать поставки мазута в отдельные регионы.
Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Вообще, звучит так, будто предлагают возвращение к более рыночным вариантам, потому что сейчас действует запрет на экспорт всех нефтепродуктов. Когда оптимальная загрузка НПЗ предполагает производство гораздо большего объема нефтепродуктов, чем могут быть освоены на внутреннем рынке, придется в условиях полного запрета сокращать переработку, это не очень хороший сценарий, если запрет затянется, поэтому Новак предлагает вернуться к вариантам чуть более мягким: экспортные пошлины дифференцированные в зависимости от того, кто это экспортирует и какие обязательства есть у этого игрока по внутреннему рынку; субсидии для некоторых внутренних потребителей — все это звучит немного более рыночным вариантом, чем просто когда мы обрубили весь экспорт. Мне кажется, пройдет несколько недель, и мы вернемся к более мягким вариантам регулирования. Все последние месяцы в правительстве обсуждался этот вопрос: как действовать? Звучали варианты более мягкие, более жесткие, Новак, его команда, включая Павла Сорокина, отстаивали сначала более мягкие варианты регулирования со всеми этими пошлинами. Но на каком-то этапе, видимо, они поняли, что толком дольше ждать нельзя, пожар на внутреннем рынке, и надо его тушить, ну, вот максимально жесткая мера. Но это такая жесткая мера, как антибиотик, который в больнице колют, но его нельзя колоть слишком долго, я думаю, что по прошествии нескольких недель мы вернемся к тем вариантам, которые обсуждались летом, которые сегодня отчасти были озвучены Новаком».

Владимир Путин на совещании добавил, что на топливном рынке можно использовать такой же механизм, как с удобрениями. Если обеспечили внутренний рынок — можно экспортировать, отметил президент. По его словам, следует «плотнее работать» с нефтяными компаниями, чтобы они «понимали свою ответственность».
Впрочем, даже сейчас нельзя сказать, что введенные ранее меры поспособствовали насыщению внутреннего рынка, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Мы видели, что сразу после объявления о запрете экспорта на бензин и дизель цены на следующий день очень сильно просели, под 20% было снижение, во многом это была психологическая реакция рынка, биржи. Сейчас мы видим коррекцию, цена немножко подрастает после обвального падения, и здесь вопрос заключается в том, что она в дальнейшем будет на низком уровне, то есть это именно то, чего добивалось государство? Внутренний рынок насытился или нет? И есть факты, которые выступают за другую версию, — что нефтяные компании сами, по сути, снизили цены торговли на бирже, но насыщения внутреннего рынка по-прежнему не происходит. В пользу этой версии говорит то, что само количество сделок не увеличилось существенно с момента введения запрета на экспорт. Если государство будет последовательным, то оно дождется, пока по этим относительно низким ценам будет куплено топливо в больших объемах, когда сельхозпроизводители себе закупят, а здесь вполне может оказаться, что конфликт между государством и компаниями продолжается, что они формально снизили цены, но, с другой стороны, они тоже могут какую-то «итальянскую» забастовку устроить, например вернуться к продажам ровно того объема, который их обязывает государство, — 13%, например, в реальности нефтяные компании продавали даже больше. Я думаю, что пока идет процесс торга».

Ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что правительство намерено сбалансировать цены на оптовом топливном рынке и готово принимать «более кардинальные решения». По его словам, в этом году в России производят топлива больше, чем в прошлом. При этом внутренний рынок оказался «менее премиальным». «Задача стоит на внутреннем рынке цены держать, не повышать, что в принципе удается сделать, вертикально интегрированные нефтяные компании этим занимаются», — отмечал Новак.

Источник: BFM.RU, 27.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики