Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Путин убил все надежды Украины на то, что она останется транзитным государством»

«Путин убил все надежды Украины на то, что она останется транзитным государством»

Дмитрий Медведев прибыл в Ганновер для участия в форуме «Петербургский диалог». Германия недавно заявила о «сворачивании» своей ядерной энергетики к 2022 году, и очевидно, что в ближайшее время стоит ожидать серьезного роста спроса на газ. За несколько дней до визита Медведева в Германию Путин в Магнитогорске заявил о возможности строительства третьей ветки «Северного потока». Как считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, у этого заявления Путина было сразу два адресата. Берлин мы заверили в том, что Европа не будет испытывать дефицита голубого топлива ни при каких обстоятельствах. Одновременно «мэсседж» был послан Киеву, и он рушит все надежды Украины на то, что она сохранится как транзитное государство. О том, почему это так — мнение Константина Симонова в интервью Накануне. RU.

Накануне Дмитрий Медведев прибыл в Ганновер для участия в традиционном форуме «Петербургский диалог». Основные мероприятия программы визита в Германию запланированы на вторник, 19 июля. Вчера Дмитрий Медведев и Ангела Меркель уже встретились за рабочим обедом.

Ожидается, что в ходе переговоров Президент России и Федеральный канцлер Германии обсудят вопросы европейской безопасности, создание противоракетной обороны в Европе, деятельность Совета Россия-НАТО, развитие отношений России и Евросоюза. Кроме того, предполагается рассмотреть вопрос расширения поставок российского газа с задействованием мощностей «Северного потока».
 

О том, что пропускная способность газопровода «Северный поток» может быть расширена за счет строительства третьей очереди, сообщил в минувшую пятницу премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин в ходе поездки в Магнитогорск.
«Сейчас будет строиться вторая ветка «Северного потока» по дну Балтийского моря, на очереди «Южный поток», а может быть, еще одна очередь «Северного потока», — сказал он.

Ранее премьер-министр Николай Азаров заявил, что ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток» в обход Украины не снижает актуальность транзита по украинской газотранспортной системе и ее модернизации.

Как считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, новое заявление Путина убивает все надежды Украины на то, что она сохранится как транзитное государство.

Вопрос: Скажите, строительство третьей ветки «Северного потока», оно вообще актуально? Две первые очереди пока еще даже не введены.

Константин Симонов: На самом деле, тут, конечно, ситуация крайне любопытная. С одной стороны, первая нитка «Северного потока» завершена, более того, завершено строительство одного из отводов — газопровод «Опал». Строительство второй нитки может завершиться в следующем году, по второму отводу «Нел» надо получить статус, позволяющий не пускать чужой газ до периода окупаемости проекта. Но в целом можно предположить, что к концу 2012 года строительство мощностей «Северного потока» будет завершено. Значит, появится возможность поставок 55 млрд кубов газа по новому маршруту. Не стоит забывать, что есть планы по строительству «Южного потока», это еще 63 млрд кубов.

Вопрос: Но есть еще и «конкурирующий» «Набукко»…

Константин Симонов: Но так или иначе, если мы говорим о планах, то в сумме это 118 млрд кубов газа. Это достаточно внушительные объемы, потому что если посмотреть статистику последних двух лет, то в 2009–2010 годах ежегодные поставки в дальнее зарубежье составляли 140 млрд кубов. В лучший год, 2008, было 160 млрд кубов. При этом через Украину мы поставляем 120 млрд кубов. То есть, у нас даже без Белоруссии есть 120 млрд, и дополнительных хотят ввести 120 млрд. Итого — 240 млрд кубов. Понятно, что в сумме такой объем заполнить не получается. Мы можем предположить, что в Германии начнется определенный рост спроса на российский газ. Факторы его, в общем то, ясны.

Вопрос: Сворачивание атомной энергетики…

Константин Симонов: Да, это закрытие, прежде всего, атомных станций. В целом, если бы все атомные станции перевели на газ, то это дало бы 34–36 млрд кубов дополнительного спроса на газ только за счет атомного фактора. Понятно, что там ветряками частично будут замещать, еще чем то, но в целом я думаю, что 26–28 млрд кубов — это вполне реальный прогноз роста спроса только за счет атомного фактора. 26–28 млрд — это довольно солидный объем, потому что, например, в 2010 году объем российских поставок на территорию Германии составил 35,3 млрд куб.м. То есть, фактически, что если мы пытаемся претендовать на основную часть этого рынка, то увеличение спроса к 2022 году может оказаться довольно большим. И в этой связи мне кажется, что сейчас в завершающую стадию вошел вопрос о будущем газотранспортной системы Украины.

Вопрос: Почему Вы так считаете?

Константин Симонов: Я думаю, что заявление Путина имеет адресатов не только в Берлине. В Берлине тоже, потому что там идут переговоры с немецкими компаниями очень тяжелые, одни приятные, другие неприятные. Неприятные идут с «ЕОНом», который намерен идти в арбитраж, требуя более дешевых цен. И мы говорим Берлину, что, мол, ребята, спрос может вырасти, на нас вы можете рассчитывать, мы можем поставить дополнительную нитку, не надо ссориться, мы надежные поставщики. За объемы не волнуйтесь. Еще один сигнал идет в Киев, он очень простой. Когда речь шла о строительстве «Северного потока», то они говорили, что все равно без Украины не прожить, потому что 55 млрд кубов — мало. Речь зашла о «Южном потоке». Украина начала апеллировать к тому, что спрос на газ в Европе растет. Теперь на это Путин говорит, мол, ребята, если спрос на газ вырастет, мы еще одну нитку построим, но вам не достанется ничего.

Вопрос: Недавно, можно сказать, решилась судьба газотранспортной системы Белоруссии. То же самое постигнет Украину?

Константин Симонов: Да, это сигнал очень четкий, потому что сколько уже можно тянуть с этой трубой? Надо как-то определяться. Определяться надо сейчас. Я всегда говорил, что у Украины есть где-то год до того, как в море начнется укладка «Южного потока». Но тут надо учитывать, что на Украине скоро будут выборы, а перед выборами принятие решений затруднено, потому что на Украине все живут в восприятии того, что труба — это национальное достояние Украины. Отдадим трубу — потеряли страну. Это удивительная байка, которая на Украине крайне живуча.

Вопрос: Возможно, это мнение не лишено оснований, как считаете?

Константин Симонов: Странно, что Украина считает себя великой страной, но вся ее жизнь находится в этой трубе. Пока многих разговоры о третьей нитке удивили, никаких расчетов, наверняка, нет. Но я думаю, что тут Путин разумно поступает, надо ковать железо, пока горячо. Ситуация меняется, он и в Берлин направляет сигнал, и в Киев.

Вопрос: Был ли расчет Украины на то, что белорусская труба будет отключена?

Константин Симонов: Если говорить о Белоруссии, то думаю, что до конца года «Газпром» купит «Белтрансгаз», две трубы через Белоруссию отойдут «Газпрому». Там есть тонкий момент, связанный с ценой на газ. Понятно, почему Лукашенко тянет до конца года, потому что в конце года истекает пятилетний контракт на поставку газа, и опять нужно возвращаться к стоимости. Тут Россия, конечно, ошибку сделала с этим Единым экономическим пространством, по этим документам нужно создавать единый рынок энергоносителей с общими внутренними ценами. Но все равно, я думаю, проблема трубы будет решена. У Украины была такая идея — что, может, они Белоруссию отключат. Когда «Газпром» получит 100% в «Белтрансгазе», я полностью уверен, что он трубу эту будет заполнять. Глупо покупать трубу и держать ее пустой. А третья нитка «Северного потока» убивает все надежды Украины, что она сохранится как транзитное государство. У нее нет никаких вариантов, при которых она сохраняет свой транзитный статус.

Вопрос: При этом третья нитка в реальности должна появиться или необязательно?

Константин Симонов: Я думаю, что это, конечно, слишком оптимистичный прогноз, то есть, если мы прибавим до 170–180 млрд кубов, то это уже будет неплохой сценарий. Надо быть аккуратными, не стоит кидаться из одной крайности в другую, спрос будет восстанавливаться, это очевидно, но сверхоптимистичные прогнозы, что он чуть ли не удвоится, тоже не надо строить. Это, скорее, такая переговорная позиция. Пока необходимости не вижу, правда, я исхожу из того, что Украина должна чувство разума проявить. Хотя, может быть, я слишком оптимистичен на этот счет.

Источник: Накануне.RU, 19.07.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики