Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Виновник землетрясений и «голландской болезни». Гронингенское газовое месторождение отжило свое

Виновник землетрясений и «голландской болезни». Гронингенское газовое месторождение отжило свое

Эксперт фонда энергетики Юшков: Гронингенское газовое месторождение уникально

С 1 октября в Нидерландах закроют газовое месторождение в окрестностях города Гронинген. Крупнейший источник добычи сырья в континентальной Западной Европе в свое время стал толчком для развития страны. Об истории месторождения и его экономической уникальности — в материале «360».

Гронингенское газовое месторождение

Голландская нефтяная компания NAM в 1959 году случайно обнаружила крупные запасы газа на северо-востоке страны, когда искала нефть. Чуть позже эта находка поблизости Гронингена принесла стране колоссальную прибыль.

Именно там появился принцип «бери или плати», или «принцип Гронингена»: даже если потребитель не использовал полученный газ, деньги не возвращали. Так голландцы смогли обеспечить стабильность оплаты и поставок на газовом рынке. А за 60 лет заработали на этом примерно 363 миллиарда долларов.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал «360», что Гронинген — это целая эпоха. Благодаря ему экономика шла в гору, появлялись рабочие места, а доходы способствовали национальному развитию.

По словам Юшкова, количества добытого природного газа было достаточно, чтобы насытить все население Нидерландов, и даже больше.

"Изначально геологических запасов было больше трех триллионов кубов газа. Даже сейчас остаточные объемы оценивают в 2,5 триллиона кубов. Это действительно уникальное месторождение". - Игорь Юшков

На этом месторождении добывали ежегодно 50 миллиардов кубов, что позволило Голландии стать экспортером газа для европейских стран. Однако интенсивная добыча привела к природным катаклизмам.

Добычу пришлось сократить

В 2012 году в городе Хейзинга в провинции Гронинген произошло сильнейшее землетрясение — магнитудой 3,6. Катаклизм был нехарактерен для плоской равнины, которая находилась вдали от сейсмически активных зон.

Землетрясения происходили и до этого регулярно с 1994 года. В итоге стало известно, что причина тому — газовое месторождение. Правительство Нидерландов ужесточило нормы добычи и определило дату принудительного прекращения эксплуатации месторождения на 2030 год.

В 2014-м уровень добычи снизили вдвое. Однако новые толчки в 2016 году сподвигли на дополнительное сокращение производства — до 20 миллиардов кубометров в год. В 2018-м, после очередного землетрясения, норму пришлось снизить до рекордных 12 миллиардов кубометров.

В какой-то момент компании стало невыгодно добывать газ, потому что приходилось регулярно выплачивать штрафы, подчеркнул Юшков. Люди жаловались из-за разрушительных последствий землетрясений и подавали в суд.

«Государство приняло решение, что нужно закрывать месторождение. Хотя они постепенно в течение 10 лет сокращали объем производства. Но регулярные суды сводили выручку на нет», — рассказал собеседник «360».

Благодаря методическому снижению добычи экономика Нидерландов смогла приспособиться к сокращению дохода от газовой отрасли. Более того, в стране не будет дефицита этого природного топлива после закрытия месторождения.

Экономический феномен нидерландского газа

«Голландская болезнь», или «эффект Гронингена», — негативные последствия для экономического развития страны из-за укрепления курса национальной валюты в результате бума в отдельном секторе экономики.

Независимый аналитик Дмитрий Адамидов объяснил, что при «голландской болезни» выручка от экспорта настолько большая, что не получается адаптировать ее внутри государства.

По мнению эксперта, рост экспортных доходов приводит к дополнительному притоку иностранной валюты и последующему укреплению национальной. Однако это одновременно снижает конкурентоспособность продукции других отраслей.

 

«Голландия не наращивала государственный долг, поэтому полученную прибыль в валюте не могла никуда инвестировать за пределами страны. Ее было слишком много. Гронинген дал такой эффект, но потом этот казус был ликвидирован», — подытожил собеседник «360».

 

Авторы: Валерия Дорохова, Дмитрий Толокевич

Источник: «360», 29.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики