Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго поддержало либерализацию экспорта СПГ

Минэнерго поддержало либерализацию экспорта СПГ

Это поможет реализовать проект «Новатэка» Мурманский СПГ, считают эксперты

Минэнерго поддерживает идею предоставления права экспорта сжиженного природного газа (СПГ) дочерним предприятиям компаний, уже имеющих экспортные лицензии без привязки к конкретным месторождениям. Об этом 11 сентября заявил министр Николай Шульгинов.

Он отметил что с инициативой разрешить экспорт СПГ «дочкам» компаний, у которых уже есть лицензии на экспорт, выступила «межфракционная группа Госдумы и Совета Федерации». «Мы эту инициативу поддерживаем», – сказал министр в интервью «РИА Новости» в рамках ВЭФ-2023.

Шульгинов также напомнил, что ранее Минэнерго разработало законопроект, разрешающий экспорт СПГ для проектов в Арктике (севернее 67-го градуса северной широты). И подчеркнул, что либерализация экспорта «существенно расширит возможности для производства СПГ».

Речь идет о законопроекте, внесенном в марте 2023 г. в Госдуму и принятом в первом чтении 16 мая. Он дает право экспортировать СПГ компаниям с долей госучастия более 50%, разрабатывающим месторождения севернее 67-го градуса. Замминистра энергетики России Анастасия Бондаренко в апреле поясняла, что в рамках законопроекта «Роснефть» и ее дочерние общества могут получить право на экспорт СПГ с 36 месторождений в Красноярском крае, НАО и ЯНАО.

В июне 2023 г. председатель правления, совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон в очередной раз поднял тему либерализации экспорта СПГ. Он предлагал внести изменения в закон об экспорте газа, которые позволят производителям поставлять СПГ за рубеж без привязки к лицензиям на определенные месторождения.

Формальной причиной обращения стали перебои отгрузок со среднетоннажного СПГ-завода «Криогаз-Высоцк» (СП «Новатэка» и Газпромбанка) в Ленинградской области. Газ для сжижения поставляется на предприятие из Единой системы газоснабжения (ЕСГ). Поэтому «Новатэк» не имеет права экспортировать с него СПГ напрямую, а обязан заключить комиссионный договор с дочерней структурой «Газпрома» – «Газпром экспортом».

Принятие такого закона, отмечал Михельсон, также позволит поставлять за рубеж газ с нового крупного СПГ-проекта компании, который она планирует реализовать в Мурманске, – «Мурманского СПГ» мощностью 20,4 млн т в год. «Новатэк» планирует, что в проекте будут задействованы два юрлица: на одном будет добыча и транспортировка газа, на другом – его сжижение и экспорт. Михельсон говорил, что в правительстве эта инициатива пока не обсуждалась, но создана рабочая группа в Госдуме («Ведомости» писали об этом 20 июня).

В июле группа депутатов Госдумы подготовила законопроект, в соответствии с которым в число экспортеров СПГ предлагается включить компании, реализующие СПГ-проекты мощностью более 20 т в час (примерно 175 000 т в год), если более 50% их долей принадлежит компаниям, уже имеющим право на экспорт СПГ. Проект пока не вносился для голосования, идет обсуждение на уровне совета Госдумы.

Сейчас, согласно закону «Об экспорте газа», право на экспорт СПГ имеют собственник ЕСГ (т. е. «Газпром») и его 100%-ные дочерние общества. Также экспортировать СПГ по закону могут госкомпании, работающие на шельфе. Кроме того, такое право есть у частных компаний и их «дочек», которым на 1 января 2013 г. была выдана лицензия на строительство СПГ-завода на участках недр, а добыча на этих участках началась после 1 января 2013 г. Под эти условия попадают отдельные проекты «Новатэка».

В распоряжении правительства от 14 июля 2014 г. прописаны конкретные компании и проекты, которым разрешен экспорт СПГ. Там указаны «Газпром», «Газпром экспорт», «Роснефть» и «дочки» «Новатэка» «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 1», «Арктик СПГ 2» и «Арктик СПГ 3». В ноябре 2020 г. в перечень была добавлена дочка «Газпрома» «Газпром газонефтепродукт холдинг».

По данным Росстата, производство СПГ в России в 2022 г. выросло на 8,1% до 32,5 млн т. Энергостратегия России до 2035 г. предусматривает увеличение производства СПГ до 100 млн т в год к 2030 г. и до 140 млн т – к 2035 г. Шульгинов подтвердил, что эти планы не пересматривались. По данным Международной группы импортеров СПГ, Россия занимает 4-е место в мире по экспорту СПГ (32,1 млн т в 2022 г.), уступая лишь Катару (79 млн т), Австралии (78,5 млн т) и США (75,44 млн т).

Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтверждают, что инициатива по либерализации экспорта СПГ в первую очередь будет выгодна «Новатэку». Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман называет «Мурманский СПГ» и «Криогаз-Высоцк» в числе основных выгодоприобретателей. С тем, что для успешной реализации «Мурманского СПГ» необходимо менять законодательство, также согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Какие СПГ-заводы работают в России

Сейчас в России действует два крупнотоннажных СПГ-проекта – «Ямал СПГ» (проектная мощность – 16,5 млн т в год) «Новатэка» и «Сахалин-2» (9,6 млн т), контроль в котором принадлежит «Газпрому». Также «Новатэк» реализует среднетоннажный СПГ-проект «Криогаз-Высоцк» (660 000 т), а «Газпром» запустил СПГ-завод на компрессорной станции «Портовая» на Балтике мощностью 1,5 млн т в год. Кроме того, в России, по данным компании «Выгон консалтинг», действует 18 малотоннажных СПГ-заводов общей мощностью 260 000 т в год.

Также либерализация экспорта, по мнению Юшкова, будет способствовать реализации проектов «Роснефти» – «Кара СПГ» и СПГ-завода в рамках проекта «Восток ойл».

Юшков напоминает, что ранее либерализация экспорта СПГ встречала сопротивление со стороны «Газпрома» из-за опасений конкуренции СПГ с поставками трубопроводного газа, что могло бы привести к снижению отчислений в бюджет. «Сейчас экспорт трубопроводного газа в Европу (до весны 2022 г. ключевой экспортный рынок для «Газпрома». – «Ведомости») резко снизился, и эта аргументация уже не работает. Поэтому «Новатэку» и другим компаниям будет легче лоббировать свои интересы», – считает он.

Кауфман отмечает, что правительство идет навстречу крупным независимым производителям газа из-за необходимости наращивать производство СПГ для того, чтобы компенсировать падение экспорта трубопроводного газа. По данным Минэнерго, в 2022 г. экспорт российского трубопроводного газа (монополия на экспорт по трубе у «Газпрома») упал на 30,7% до 170,6 млрд куб. м.

По мнению старшего аналитика инвестбанка «Синара» Кирилла Бахтина, разрешение экспорта СПГ «дочкам» действующих экспортеров позволит им «оперативнее структурировать проекты», в том числе с привлечением партнеров. Принципиально круг проектов не меняется, добавляет эксперт.

Но эксперты разошлись во мнениях относительно реалистичности планов по увеличению выпуска СПГ к 2030 г. до 100 млн т. Юшков уверен, что реализовать эти планы будет «крайне сложно» из-за санкционных ограничений, введенных против России из-за СВО на Украине. В 2022 г. Евросоюз ввел запрет на поставку в РФ оборудования для производства СПГ, напоминает Бахтин. Но установленная энергостратегией минимальная планка по объему экспорта в 80 млн т в 2035 г. будет достигнута, считает он.

Кауфман возражает: «Планы правительства реалистичны, учитывая, что «Новатэк» разработал собственную технологию сжижения газа для крупнотоннажных проектов». К 2030 г., по его оценке, компания сможет производить около 70 млн т СПГ в год за счет запуска проектов «Арктик СПГ 2», «Обский СПГ» и «Мурманский СПГ». С учетом «Сахалина-2», запуска проекта «Газпрома» в Усть-Луге (Ленинградская область) и «Якутского СПГ» ЯТЭК цель может быть перевыполнена, говорит он. После 2030 г. ожидается запуск новых проектов «Новатэка» и СПГ-завода «Восток ойла», добавляет аналитик.

Автор: Василий Милькин

Источник: Ведомости, 12.09.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики