Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливные маневры подняли котировки

Топливные маневры подняли котировки

Как отказ от экспорта нефтепродуктов отразился на рынке

Цены на бензин и дизель вновь пошли вверх. В частности, дизель подорожал сразу почти на 6%, свидетельствуют данные СПБ Биржи. Цены стали расти на фоне сообщения “Ъ”, что власти готовы частично снять запрет на экспорт нефтепродуктов. Такое решение правительство может принять уже 4 октября.

По информации издания, это связано с проблемой переполненных хранилищ «Транснефти». Предполагается, что компаниям разрешат трубопроводные поставки дизтоплива. Причем объем экспорта может быть квотирован, чтобы избежать скачков оптовых цен. В то же время запрет на поставки за рубеж бензина пока останется в силе.

Правительство идет на ослабление ограничений, введенных всего две недели назад, чтобы НПЗ не снижали загрузку, пояснил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Запрет вводился, чтобы обуздать рынок. Цены, особенно биржевые, росли до рекордных значений. И запрет был условно бессрочным и на бензин, и дизель для всех экспортеров, то есть никакой избирательности не было. Спустя несколько недель мы видим, что ситуация выправилась, рынок остывает внутренний. Причина — не только в запрете экспорта. Есть сезонные факторы: завершение периода уборки урожая, переход на зимний дизель. И в целом считается, что спрос на топливо в России в зимний период ниже, чем в летний».

За время действия запрета на экспорт стоимость дизтоплива снизилась на четверть. Во вторник котировки сырья на СПБ Бирже вплотную приблизилась к отметке в 54 тыс. руб. за тонну. Но в рознице на АЗС изменения едва заметны. Потребители увидят эффект от снятия запретов только через несколько месяцев, пояснил заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев:

«Последние месяцы на экспорт по трубопроводам поставлялось порядка 0,9-1 млн тонн дизельного топлива в месяц — это около 30% российского экспорта товарного дизеля от всего, поэтому изменение ситуации, связанной с запретом экспорта, не радикальное. Второй момент: на самом деле у нас есть очень серьезные лаги в изменении цен в рознице и на оптовом рынке. Оптовый рынок реагирует на запреты, изменение регулирования очень быстро, а розничный с лагом полтора-два месяца, потому что это топливо должно быть куплено, поставлено на АЗС.

Думаю, что решение по снятию запрета на экспорт бензина вряд ли случится скоро. Рынок по этому виду топлива испытывает больше проблем. На самом деле, на экспорт направлялось порядка 10-12% от всего произведенного бензина, поэтому здесь, наверное, ситуация с возможным профицитом более отдаленная».

Пока неясно, какими мерами правительство будет стабилизировать топливные цены после отмены экспортных ограничений. Ключевым механизмом является демпфер. Однако, как пишет “Ъ”, корректировка его параметров до сих пор не согласована с Минфином. По мнению собеседников издания, об ослаблении запрета на экспорт разумно было бы объявить параллельно с новыми мерами по демпферу.

Автор: Светлана Белова

Источник: Коммерсантъ FM, 04.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики