Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политолог о заседании по вопросам энергетики: «Рассчитывать, что цены пойдут вниз, нельзя»

Политолог о заседании по вопросам энергетики: «Рассчитывать, что цены пойдут вниз, нельзя»

В Кремле прошло совещание президента РФ Владимира Путина с членами правительства. Главной повесткой встречи было обсуждение энергетической отрасли в стране. Такая тема была выбрана не случайно, поскольку в последние месяцы нефтегазовые компании направили свою деятельность на экспорт нефтегазовых продуктов, в то время как на внутреннем рынке цены стали стремительно расти. На совещании обсуждались меры, которые можно предпринять по сдерживанию роста цен бензина, дизеля и газа для россиян, но чтобы при этом не уменьшались доходы в бюджет государства и компании не несли убытки. Политолог, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в беседе с «ФедералПресс» прокомментировал прошедшее заседание и рассказал, насколько принятые меры будут эффективны в реальности:

«Надо понимать, что особого дефицита дизеля на внутреннем рынке не было, то есть речь не шла о том, что товара физически не хватает на ряде заправок. Действительно, в части регионов эти перебои были, но они были связаны скорее с ожиданием каких-то регуляторных решений, что и приводило к тому, что дизель придерживали.

В течение основной фазы дизеля хватало. Хотя мы понимаем, что на внутреннем рынке спрос не только с уборочной кампанией связан, но и с фактором СВО. Например, дизель достаточно активно потребляется в грузоперевозках. И количество грузоперевозок растет, в том числе и на юг.

Грузоперевозки все ведутся на дизеле. Но тут весь вопрос был действительно в том, что экспортная альтернатива оказалась существенно более привлекательной. Мы понимаем, что это курица, несущая золотые яйца. Так вот, об этом тоже не стоит забывать. А мне кажется, многие забыли, потому что всем нравится видеть цифры сборов, которые бюджет получает от нефтяного сектора, ведь именно нефтяной сектор является основным плательщиком в бюджет.

Давайте не будем себя обманывать цифрами вот этих ненефтегазовых доходов, которые у нас в стране резко выросли, потому что государство собирает деньги с нефтяников и газовиков, и эти деньги идут на оборонный заказ. Оборонные предприятия платят с этого налоги. И так пополняется бюджет от ненефтегазового сектора. Но мы понимаем же, что является главным драйвером сейчас рост обрабатывающей промышленности. Кто за это платит в конечном счете? Деньги приносят нефтяной и газовый сектор. И об этом не надо забывать. То есть я читаю проект бюджета на 2024 год и вижу, что с нефтегазового комплекса намерены собрать 11,5 триллиона рублей. Это точно та же сумма, которая была в 2022 году. Это год исторического рекорда.

Однако вы хотите, чтобы нефтяные компании наполняли бюджет и при этом дизель продавали по 30 рублей за литр. Понятно, что здесь экономику нельзя обмануть. И с жесткими регуляторными решениями можно навредить. Эти решения приняты, но здесь надо быть очень аккуратными. Вот у нас экспорт дизеля перед запретом был более миллиона баррелей в сутки. Да, я согласен, что это создавало проблему, прежде всего рост цен на внутреннем рынке.

Хорошо, сейчас экспорт запретили. Это существенно скажется не только на экономике компаний, но и на доходах бюджета. То есть в этом плане долго держать этот экспортный запрет нельзя. Вы запираете там более 15 % от экспорта нефти и нефтепродуктов. Но внутренний рынок не переварит такие объемы. Поэтому я думаю, что здесь придется эти меры заменять.

И да, там еще будет фактор сезонный. Потому что зимой, когда мы перейдем на зимний дизель, его экспорт традиционно падает, он не нужен европейцам. И здесь ситуация уже, в принципе, относительно нормализуется. Но рассчитывать на то, что цены в рознице резко пойдут вниз, точно нельзя.

И принципиально важно, что сегодня все-таки заговорили о том, что погорячились с демпфером. Это тоже важный момент, о котором почему-то забывают. Вопрос не только в демпфере. Напомню, что в сентябре ввели официальный коэффициент 0,5, поправочный, к формуле, что уполовинят выплаты государства по демпферу.

Откуда возник демпфер? Многие забывают, что у нас государство проводит так называемый налоговый маневр. Его суть заключается в том, что у нас экспортная пошлина в 2024 году будет отменена. А налоги перейдут в обычный налог, в НДПИ. То есть если раньше экспорт регулировался пошлиной, то теперь нефтяник будет платить только налог с добычи. А дальше уже его выбор. Так правительство сформулировало правила игры. Вы сами уже выбираете: вы заплатили налог с добычи, а дальше у вас есть продукт, и вы, естественно, смотрите – на экспорт или на внутренний рынок. У нас по дизелю экспортная альтернатива была на уровне 20 тыс. с тонны – более привлекательная, чем на внутреннем рынке. Естественно, решения принимались в пользу экспорта, и государство получало свои налоги достаточно исправно.

Новак сегодня сказал абсолютно правильно, что надо вернуться к теме демпфера. Да, только что подписали закон. Да, зафиксировали, что до конца 2026 года. И Путин, кстати, это поддержал. Он сказал, что государство должно выполнять. Сказал, компании зарабатывают, и это их дело. Государство должно смотреть, чтобы экономика снабжалась тем же дизелем по нужным ценам. Это его регуляторная функция. Но если нужно менять ту же налоговую историю, нужно это делать, потому что тут тоже хитрый момент.

Мы хотим, чтобы нефтяники платили исправно налоги, но при этом выполняли еще социальную функцию и поставляли бензин по низким ценам. И мы уверены, что у нефтяников денег хватит на все. Это такое спорное утверждение. В этом плане правильно, что сейчас возникла та же тема с демпфером. Путин сказал, что если нужно менять демпфер, давайте подкорректируем. И правильно, что Новак об этом сказал. Силуанов был на совещании, я думаю, что Минфин тоже эту позицию услышит. Так что здесь пока не поздно, нужно эти меры принимать и в бюджете на 2024-й год их учитывать».

Автор: Евгений Тихомиров

Опубликовано: ФедералПресс, 27.09.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики