Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лишит ли Ближний Восток мир нефти и газа и почему это может стать подарком Западу

Лишит ли Ближний Восток мир нефти и газа и почему это может стать подарком Западу

Ряд СМИ и экспертов предрекают повторение кризиса 1973 года, когда глобальный рынок лишился значительных объемов нефти из ближневосточных стран. Какова вероятность повторения такого сценария?
 
Пока ситуация на Ближнем Востоке уже вторую неделю продолжает накаляться, экономисты считают и прикидывают: а что может случиться, если нефтегазовые арабские страны в знак поддержки Палестины прекратят поставки углеводородов на мировой рынок? В СМИ даже появились фейковые новости от имени эмира Катара Тамима Аль-Тани, в которых правитель государства - крупнейшего поставщика газа на мировой рынок - якобы пригрозил прекратить экспорт в случае продолжения военной операции Израиля против сектора Газа.
 
Кроме того, ежедневно мировые СМИ пестрят прогнозами экспертов, в которых ожидаются цены на нефть в пределах $400 за баррель, а глобальной энергетической безопасности предрекают скорый конец. В целом экспертные прогнозы небезосновательны и имеют исторический прецедент. Напомним, в 1973 году разразился крупнейший нефтяной кризис после того, как входящие в ОПЕК арабские страны заявили об отказе продавать свою нефть государствам, поддержавшим Израиль в войне с Сирией и Египтом. Тогда в результате кризиса цены на нефть выросли в четыре раза, а экономика стран, зависящих от поставок энергоресурсов, значительно ослабла.

Основные поставки катарского газа идут в Азию

Говоря о возможном прекращении поставок газа из Катара на мировой рынок, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что европейские страны не являются основным рынком сбыта для катарского голубого топлива, поэтому фейковые новости заинтересовали в первую очередь азиатские страны.
Так, по его словам, на долю Европы в прошлом году пришлось примерно 28 млрд кубометров газа из Катара, при этом страна поставила на внешние рынки 114 млрд кубометров, из которых примерно 81 млрд кубометров пришлись на Азию.
 
"Крупнейшими покупателями катарского газа являются Индия, Китай, Пакистан и Южная Корея. Эти страны несколько удивились, прочитав такие новости, при том что и Индия, и Пакистан покупают газа больше, чем любая европейская страна. При этом европейцы находятся только на пятом месте среди покупателей катарского газа", - сказал Фролов Sputnik Азербайджан.
 
По его словам, даже если представить, что руководство Катара делало подобное заявление, сложно объяснить, на что оно надеялось. Ведь Израиль не покупает газ у Катара, а Европа как-то повлиять на действия Тель-Авива не смогла бы.
 
"Более того, прекратить обеспечение мира газом в то время, когда почти 20% катарского газа покупает Китай, который публично осудил действия Израиля, было бы более чем странно", - считает собеседник Sputnik Азербайджан.
 
К тому же, отметил эксперт, у Катара достаточно сложные отношения с ближайшими соседями, в первую очередь с Саудовской Аравией, и поддержка США и Европы является политической гарантией для Дохи.
 
"В целом представление о Ближнем Востоке как о некоем политическом и экономическом монолите не соответствует действительности. Поддержку Палестине арабские страны проявлять будут, но формы этой поддержки будут отличаться от того, что было в 1973 году. Соответственно, Катар не может позволить себе высказывания такого рода. Он, безусловно, не будет поддерживать в данной ситуации Израиль по понятным причинам, будет поддерживать Палестину, но эта поддержка будет носить более тонкий, дипломатический, скрытый от глаз характер", - резюмировал Фролов.

Сокращение поставок нефти было бы на руку Западу

Эксперт также считает, что не стоит ожидать от стран Ближнего Востока сокращения поставок нефти в государства, поддерживающие действия Израиля.
 
"Ситуация 1973-го и ситуация 2023 года сильно отличаются в первую очередь по доли этих ближневосточных стран в суммарной мировой добыче - тогда это было примерно 45%, теперь - менее 30%", - подчеркнул Фролов.
 
Хотя, безусловно, отметил он, если указанные страны прекратили бы поставлять нефть в Европу и США, это возымело эффект и вызвало бы энергетический кризис, влияние которого было бы более скромным, чем 50 лет назад. К тому же временные масштабы этого кризиса были бы короче, то есть импортерам нефти удалось бы быстрее разобраться с возникшими проблемами.
 
"И что самое главное - кризис 1973 года продемонстрировал неэффективность данной меры. Я не считаю, что ближневосточные страны прекратят поставки нефти, такая вероятность есть, но крайне мала. Я считаю, что этого не произойдет, так как в прошлый раз, в 1973 году, это не сработало: Израиль не прекратили поддерживать, и состав поддерживающих его стран не сократился, а даже расширился", - отметил эксперт.
 
В то же время Фролов считает, что, если бы нефтяные страны прекратили поставки нефти, это было бы большим подарком политическим кругам в ЕС и США. Так, энергетический кризис усилил бы консолидацию в западном обществе, где руководители могли бы списать все экономические проблемы на страны-поставщики нефти и газа.
 
"Что касается США, то перед президентскими выборами это было бы выгодно администрации Байдена, так как подтверждало бы его слова о недобросовестном поведении Саудовской Аравии. Администрация Байдена могла бы сказать: ты, простой американец, плохо живешь не потому, что кто-то неправильно руководит страной, а потому, что злые арабы перекрывают нефть", - считает Фролов.
 
То есть вероятное сокращение поставок нефти со стороны ближневосточных стран экономически составило бы огромные проблемы, но политически это было бы на руку определенным кругам Запада, так как возникшие проблемы позволили бы закрутить гайки и списать кучу политических просчетов в ЕС и США на запрет на поставки нефти .
Кроме того, отметил эксперт, у стран Ближнего Востока есть обязательства в рамках ОПЕК+, и если они просто прекратят поставки в США и ЕС, то это будет означать разрушение сделки ОПЕК+.
 
"Либо это должны будут сделать и другие страны ОПЕК+. Будут ли все стороны сделки сокращать поставки? Очевидно, что нет. В данной ситуации для стран Ближнего Востока стабильность рынка гораздо ценнее того сомнительного эффекта, который окажет на внешнюю политику ЕС и США прекращение поставок нефти", - считает он.

Если конфликт разрастется, втянется Иран

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович считает, что пока нет никаких сигналов о том, что Катар или другая страна готовы прекратить поставки нефти или газа.
 
"Это, скорее, интерпретации, существующие в прессе. От самого Катара такого не было слышно, это, скорее, спекуляция", - сказал Митрахович Sputnik Азербайджан.
 
При этом эксперт считает, что в случае вероятного разрастания конфликта, скорее всего, будет втянут Иран и перекрыт Ормузский пролив, что чревато более негативными последствиями. Однако пока нет никаких признаков того, что Иран втянется, отметил он.
 
Заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности РФ Алексей Гривач считает, что ситуация на мировом энергетическом рынке и так напряженная и, если будет большая война на Ближнем Востоке, "мало никому не покажется".
 
"Поставки значительного объема энергоресурсов, как СПГ, так и нефти, на мировые рынки могут быть нарушены, что приведет к тяжелым последствиям как с точки зрения экономики, так и энергетической безопасности", - сказал Гривач Sputnik Азербайджан.
 
Автор: Айгюль Тагиева
 
Источник: Sputnik Азербайджан, 18.10.2023 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики