Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Так сколько газа нужно Германии?

Так сколько газа нужно Германии?

Очень бурно ряд изданий и экспертов отреагировали на заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что больше российского газа Германии не нужно и вообще потребление газа в этой европейской стране расти не будет.

Позволим себе утверждать, что в период до 2020-2022 гг. потребление газа в Германии просто не может не вырасти, и объясним, по каким причинам.

Причина первая вполне естественно касается закрытия в Германии атомных станций. Немецкое правительство пытается делать вид, что планировало такую стратегию заранее, вот только закрыть АЭС предполагалось чуть позже – к 2025 г., а не до 2022. Возьмем данные по производству электроэнергии в Германии в 2010 г.: объем производства электроэнергии на атомных станциях сегодня примерно равен объему электроэнергии, произведенной из 35 млрд кубометров газа. Значит, именно такой объем генерации сейчас выбывает. Какая разница, планировали вы это или не планировали - этот объем вам все равно придется как-то компенсировать. Иными словами, Германии потребуется найти альтернативный объем энергии, равный потреблению 35 млрд кубов газа. И где же Берлин найдет этот объем? Допустим, на помощь придет уголь. Но сейчас в Европе еще громче стали голоса сторонников теории глобального потепления, поборников ограничения выбросов парниковых газов, поэтому уголь с точки зрения экологии как альтернатива не годится.

Можно попытаться заместить выбывающий объем ветряной энергетикой. Это вариант интересный. В Германии производство альтернативной энергетики без гидроэнергетики растет и так очень приличными темпами. В 2010 г. производство возобновляемой энергетики выросло в Германии на 10%. В газовом эквиваленте современные мощности ветряков, солнечных батарей и прочих «зеленых» станций равны примерно 21 млрд кубометру газа. Это приличный объем!

Но возникает вопрос: способна ли Германия расти на 10% в год по возобновляемой энергетике? Думаю, что не способна, потому что альтернативная энергетика до сих пор остается дотационной, убыточной. Пока она не выдерживает конкуренцию с ископаемым топливом. В ситуации, когда спасение Греции, а в перспективе и Испании, возложено на экономический локомотив Европейского Союза - Германию, способна ли она будет столь же большие деньги субсидировать на возобновляемую энергетику? Скорее всего, вопрос будет примерно так и звучать: ветряные станции или Греция? Если у вас ограниченные ресурсы, вы не сможете сделать несколько дел разом. А Грецию, видимо, придется спасать именно Германии, хочется этого Берлину или нет.

Конечно же, ветряная энергетика будет расти и впредь, но если вы не хотите атомную энергетику переводить на газ, значит где-то вам надо найти альтернативу 35 млрд кубометрам газа. Ветряная энергетика сегодня производит альтернативу 21 млрд, но надо еще 35! Значит, за 10 лет предстоит фактически в 2,5 раза увеличить производство энергии на ветряных станциях. Хорошо, когда вы растете с нуля, а когда вы уже достигли какой-то серьезной величины, дальше прирост будет не такой существенный – это что касаемо идеи Меркель о том, что Германия будет заниматься энергоэффективностью. В Германии уже фантастические успехи по энергоэффективности, и понятно, что дальше прирост будет крайне невысокий.

К тому же, собственная добыча газа в Германии составила в 2010 г. 10,6 млрд кубов – причем этот показатель постоянно падает (так, в 2000 г. в Германии добывали 16,9 млрд кубов). Значит, даже при сохранении уровня потребления импорт будет расти  - потому что добыча будет и дальше сокращаться.

В итоге, при любом раскладе спрос на газ в Германии будет расти, других вариантов нет. Вопрос в том, на чей газ он будет расти.

Давайте посмотрим на структуру импорта в 2010 г. По данным ВР, из России, от своего ведущего поставщика, Германия получила чуть менее 35 млрд кубов, из Норвегии – чуть более 30. На третьем месте по поставкам газа в Германию находятся Нидерланды с объемом чуть менее 25 млрд кубов. Норвегия и Голландия – это очень интересный момент, потому что в Голландии будет с газом происходить то же самое, что в Великобритании. Кстати, Британия – четвертый поставщик по размерам поставок – чуть менее 3 млрд кубов. Так вот, в Великобритании мы наблюдали, что из-за нехватки запасов добыча начала обваливаться очень резко. Вот то же самое будет в Нидерландах в ближайшие годы, и 25 млрд кубов поставок окажутся под вопросом. Не исключено, что в Норвегии, в стране, которая очень быстро наращивает производство газа, как раз к концу следующего десятилетия начнется падение производства. Поэтому даже сохранение нынешних почти 60 млрд кубов поставок (Норвегия + Нидерланды + Великобритания) окажется к 2020 г. под большим вопросом.

Ясно совершенно, что традиционные поставщики газа в Германию справляться с этим объемом уже не будут. Может быть, Ангеле Меркель по политическим причинам не хотелось говорить о росте кооперации с Россией, понятно, что г-жа Меркель пытается определенным образом ориентироваться на США, что, в общем-то, вполне понятно. Но цифры говорят о том, что, хочешь ты этого или не хочешь, объективно и спрос на газ в Германии растет и расти будет, да и найти дополнительный НЕроссийский газ Берлину сегодня будет очень сложно.

Ситуация для Германии не такая уж и благополучная, и здесь обойтись ветряками, солнечными батареями и энергоэффективностью будет очень сложно.

Автор: Константин Сммонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики