Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва задержала ввод в эксплуатацию БелАЭС, Минск требует компенсации

Москва задержала ввод в эксплуатацию БелАЭС, Минск требует компенсации

БелАЭС расположена в Гродненской области. Генеральным подрядчиком выступает госкорпорация «Росатом». Проект финансировали в рамках российского кредита на 10 млрд долларов

Минск потребовал от Москвы компенсацию из-за сроков ввода в эксплуатацию БелАЭС. Об этом заявил белорусский президент Александр Лукашенко, слова которого приводит агентство «Белта».

По его словам, Россия уже предложила «варианты по цене на свежее ядерное топливо», как для российских станций. Белорусский президент подчеркнул, что «ничего чрезвычайного» не произошло и не нужно «излишне напрягать россиян», так как электричества в Белоруссии «хватало и хватает». Но, по его мнению, компенсация не помешает.

Лукашенко принял доклад о завершении строительства БелАЭС и предложил министерству энергетики республики оценить, насколько российская инициатива по скидке на топливо удовлетворяют белорусскую сторону.

Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«У нас энергетические отношения с Белоруссией складывались и развиваются непросто, очень сильно зависят от политической конъюнктуры, то есть до событий даже не российско-украинских, а до белорусских выборов, мы помним, что отношения были достаточно натянутыми и напряженными, было много споров, постоянно в повестке мелькала тема стоимости газа для Белоруссии, периодически возникали темы стоимости поставок нефти. Россия старалась все-таки свои интересы отстаивать. После выборов в Белоруссии, казалось бы, что нам будет проще свои интересы не только декларировать, но и заявлять, потому что зависимость от России Белоруссии выросла, а вот после начала СВО картина политическая несколько поменялась. Она сразу же спроецировалась на энергетическую ситуацию. У нас уже многие проблемы куда-то ушли, тема цен на газ уже не обсуждается в публичной плоскости, но интересно, что Лукашенко впервые за два года публично вспомнил о том, что есть у него все-таки какие-то вопросы и претензии. Хотя на самом деле мы понимаем, что АЭС во многом нужна самой Белоруссии, строилась по нашим технологиям, за российские деньги, и там еще большой вопрос, как эта атомная станция будет использоваться и функционировать, поскольку были проекты поставок электроэнергии в Европу прежде всего. Сдвиг сроков с точки зрения рынка не выглядит болезненной и драматичной историей, и со стороны Белоруссии мы видим попытку вступить в какой-то экономический торг, зацепиться за юридические основания, попытаться что-то в экономической сфере себе дополнительно получить. Россия сейчас не заинтересована в скандальных историях с ближайшими партнерами, попытается по-тихому этот спор решить».

БелАЭС расположена в районе города Островец Гродненской области. Генеральным подрядчиком выступает компания «Атомстройэкспорт». Она входит в госкорпорацию «Росатом». Первый энергоблок БелАЭС был введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года. 24 октября этого года МЧС Белоруссии выдало разрешение на эксплуатацию второго энергоблока БелАЭС.

Проект финансировали из российского кредита на 10 млрд долларов на 25 лет, который Москва выделила в 2011 году. В сентябре Госдума подтвердила отсрочку выплаты по займу. Новая дата — 1 апреля 2024 года. Примечательно, что по документам обязательства в случае просрочки для белорусской стороны отсутствуют. Стоимость строительства станции оценивают в примерно 6 млрд долларов. Минску наверняка хотелось бы приберечь и оставшуюся часть кредита.

После слов Лукашенко в «Росатоме» заявили, что задержка строительства произошла из-за пандемии и ужесточения внешнеполитической обстановки. В сообщении компании также говорится, что у России и Белоруссии нет нерешенных вопросов по проекту АЭС. Что еще могло повлиять на процесс стройки? Говорит ведущий эксперт Финансового университета Игорь Юшков:

«Формально сроки запуска АЭС сдвигались из-за того, что, когда монтировали корпус реактора, он, видимо, упал. Он не был поврежден. Его забрали именно для того, чтобы Белоруссию не обвиняли в том, что она создает угрозу европейской безопасности, потому что любой чих отслеживали прежде всего в Литве. Критиковали эту станцию именно литовские политики. Чтобы не обвиняли, что треснувший реактор запустили, Россия забрала этот реактор, поставила новый».

Со стороны Минска наблюдается, скорее, попытка вступить в какой-то экономический торг на основании формальных юридических оснований, отмечают специалисты. Не исключено, что Россия может пойти на уступки, говорит Константин Симонов, потому что Москва «не заинтересована в скандалах с ближайшими партнерами».

БелАЭС строилась в том числе с расчетом на экспорт в страны ЕС. Но еще в 2020 году в Европе отказались покупать выработанную там энергию. Поэтому Белоруссия планирует продавать ее в Россию. А в самой республике атомная энергия во многом вытеснила газовую генерацию при том, что за два года работы первого энергоблока он простаивал почти в общей сложности 55% этого времени, по данным МАГАТЭ.

Энергетические споры России и Белоруссии имеют богатую историю и нередко приводили к политической напряженности. Например, в 2019-2020 годах не без скандальных заявлений договаривались по российского налоговому маневру, когда для белорусских предприятий увеличивалась цена на газ. А сейчас Минск настаивает на том, что Россия должна продавать ему газ по ценам для Смоленской и Брянской областей. Хотя Москва и так поставляет топливо менее чем за 130 долларов за тысячу кубометров, что в несколько раз меньше мировых цен.

Источник: BFM.RU, 31.10.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики