Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть не реагирует на Газу: пока рынок не верит в большую войну на Ближнем Востоке

Нефть не реагирует на Газу: пока рынок не верит в большую войну на Ближнем Востоке

Операция Израиля в секторе Газа вызвала резкую реакцию нефтедобывающих арабских стран. Однако цена нефти — нет. Эксперты говорят, что рынок понимает риски, но пока не видит их реальность.

После атаки «Хамас» на Израиль и последующей операции Израиля в секторе Газа нефтяные котировки ведут себя вяло. Их не подстегивают даже угроза большой войны с участием Ирана и призывы в арабских странах остановить поставки сырья Израилю. За месяц активизации конфликта стоимость эталонного сорта Brent поднималась с $ 86 до $ 92 за баррель, однако это ниже сентябрьского пика в $ 96. А в начале ноября нефть вообще подешевела до $ 87.

«Во многом история с ближневосточным конфликтом отыграла себя. Ситуация никак не влияет на мировой рынок, и игроки осознали это. Да, конфликт несет риски. В первую очередь, это касается Ирана. Но он реагировать не спешит, как и остальное арабское сообщество. Они выражают обеспокоенность гибелью мирных людей, но этим все ограничивается. До реальных шагов со стороны производителей нефти дело не доходит», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Эксперт отмечает, что Иран поддерживает йеменских хуситов, ливанскую «Хизбаллу» и палестинский ХАМАС, но в открытую втягиваться в конфликт не хочет. Израиль тоже не желает конфликта с Ираном.

«Поэтому риски есть, но они не реализуются. Никто не сократил производство нефти. Только Израиль остановил добычу на не самом большом месторождении газа, Тамар», — ведущий аналитик ФНЭБ считает, что рынок опасается закрытия Ираном Ормузского пролива: «Тогда окажется запертой и нефть Саудовской Аравии, Ирака и Кувейта, СПГ Катара. В этом случае глобальный энергокризис будет. А пока все успокаиваются и начинают обращать внимание на другие факторы. Такие как баланс спроса и предложения, состояние мировой экономики…».

Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин при этом замечает, что нервозность по поводу военных событий на Ближнем Востоке то снижается, то нарастает.

«В этой связи нельзя исключать, что вслед за волной снижения котировок придет новая волна роста. На Ближнем Востоке добывается около трети нефти в мире, и в краткосрочном плане „военная премия“ в цене черного золота выгодна ведущим нефтедобывающим странам, поскольку они получают более высокие цены без снижения добычи. Ряд участников рынка считает, что Саудовская Аравия увеличит объемы добычи, когда цены на нефть достигнут $ 110 за баррель», — говорит Александр Потавин.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов в то же время видит много факторов, которые сдерживают рост цен.

«Риск глобальной рецессии нарастает, при этом опасение прекращения поставок безусловно сдерживают потенциальное снижение цен, однако переломить нисходящий тренд, царящий на рынке, эти опасения не могут», — считает эксперт. По его словам, в вероятность большой войны в регионе мало кто верит, поскольку США направили достаточно мощную авиационную группировку в регион: «Самим США конфликт не выгоден, так как разгоняет инфляцию в мире, в том числе и в самих США».

Источник: EADaily, 03.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики