Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство отменило временные ограничения на экспорт бензина

Правительство отменило временные ограничения на экспорт бензина

Мера принята в связи с накоплением запасов топлива и выравниванием ценовой ситуации

Временный запрет на экспорт автомобильного бензина, введенный 21 сентября, отменен в связи с накоплением запасов топлива и выравниванием ценовой ситуации. Об этом сообщили в пресс-службе Минэнерго.

«В течение прошедших двух месяцев при сохранении высоких объемов переработки нефти на НПЗ обеспечено насыщение внутреннего рынка и создан профицит предложения автомобильного бензина, в том числе в биржевом канале реализации. С учетом стабилизации ценовой ситуации на отечественном рынке принято решение о прекращении действия временного запрета на экспорт автомобильного бензина», – говорится в сообщении.

В Минэнерго также пояснили, что отмена ограничения необходима для недопущения разгрузки НПЗ, поскольку в зимний период традиционно снижается спрос на бензин.

Ведомство продолжит мониторить ситуацию с производством и ценами на топливо. Если ситуация изменится, то ограничения по вывозу из страны могут возобновить.

Временный запрет на экспорт бензина и дизтоплива правительство ввело 21 сентября на фоне резкого роста цен в опте и мелком опте. Планировалось, что такая мера поможет снизить стоимость для российских потребителей. Ограничения были смягчены 6 октября: НПЗ разрешили поставлять за границу дизель по трубопроводам при условии, что не менее 50% от объема производства будет отгружаться на внутренний рынок.

Также правительство решило увеличить обязательные нормативы биржевых продаж бензина и дизеля на 2 и 3 п. п. до 15 и 12,5% соответственно. Кроме того, правительство повысило пошлину на экспорт нефтепродуктов для серых экспортеров с 20 000 до 50 000 руб./т и вернуло бюджетные выплаты НПЗ по демпферу в полном объеме с октября. С 1 сентября такие выплаты были сокращены вдвое.

К началу ноября все виды топлива на бирже подешевели. 1 ноября цена АИ-92 и АИ-95 снизилась на 32,3% по сравнению с серединой сентября, дизтоплива – на 26,7%. Но с начала ноября рост на СПбМТСБ возобновился. 15 ноября тонна АИ-92 торговалась по 51 358 руб. (+7,6% к началу месяца), АИ-95 – по 53 863 руб. (+5,3%), а дизтоплива – по 61 362 руб. (+12,1%).

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также связывает снятие ограничений на экспорт бензина с завершением автомобильного туристического сезона, то есть окончанием сезона повышенного спроса на топливо. Аналитик напоминает, что производство бензина в России превышает внутренний спрос – примерно 10% производимого в стране бензина направляется на экспорт. Похожую оценку приводит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, Россия экспортирует порядка 4-5 млн т бензина в год, то есть примерно 10-12% производимых объемов.

В случае сохранения запрета на экспорт дольше, по словам Юшкова, компаниям пришлось бы перенастраивать работу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на фоне заполненности мощностей по хранению топлива. Другая причина снятия ограничений на поставки бензина за границу – стабилизация ситуации с ценами в рознице, которые «снова укладываются в уровень инфляции», указывает эксперт. По мнению Юшкова, колебания оптовых цен на бензин после возобновления поставок за рубеж возможны, но существенного роста «ждать не стоит». Он также напомнил, что с октября правительство вернуло нефтяникам прежний объем выплат по демпферу, что также будет сдерживать цены внутри страны.

Если цены на бензин вновь возобновят рост на бирже СПбМТСБ после снятия запрета, то он этот рост будет иметь спекулятивный характер, так как «выраженного основания» для увеличения оптовых цен сейчас нет, полагает Фролов. «Сезон высокого спроса на бензин прошел, и рост потребления ожидается только на новогодние праздники», – указывает он. Поэтому после короткого всплеска цен на бирже, по его мнению, скорее всего, последует падение.

Авторы: Екатерина Щербинина, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 17.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики