Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нас давят, а мы богатеем: Российские сверхдоходы от нефти пробили потолок

Нас давят, а мы богатеем: Российские сверхдоходы от нефти пробили потолок

Запад признал, что ценовые ограничения на «черное золото» больше не работают, поэтому планирует новые санкции

Потолок цен на российскую нефть окончательно перестал работать, пришли к выводу аналитики американского The Wall Street Journal. Россия уже давно продает нефть по цене выше установленных Западом 60 долларов за баррель, скидки на нее продолжают сокращаться, а доходы бюджета — расти.

Издание пишет, что выручка России от продажи нефти в октябре увеличилась вдвое по сравнению с сентябрем и на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если так пойдет и дальше, могут сбыться прогнозы российского правительства о том, что дефицит бюджета составит всего 2% ВВП, а не 5−6%, как ожидали на Западе.

По оценкам Минфина, нефтегазовые доходы бюджета РФ за январь-октябрь сократились на 26,3%, до 7,21 триллиона рублей. Но произошло это в основном за счет очень низких показателей первой половины года, а также высокой базы 2022-го, когда перед введением санкций все спешили закупить побольше российской нефти.

Во второй половине 2023-го нефтяные доходы уверенно растут. В ведомстве уточнили, что в октябре 2023 года объем нефтегазовых доходов превысил уровень прошлого года более чем на 27%. Средняя цена российского сорта Urals в сентябре составила 83 доллара за баррель. В марте, для сравнения, ее продавали всего по 47 долларов.

Несмотря на провал «потолочной» политики, США и ЕС, по данным WSJ, не намерены окончательно от нее отказываться и хотят вдохнуть новую жизнь в ограничения. 14 ноября ЕС официально представит новый пакет санкций, в который должны войти меры по ужесточению соблюдения потолка цен на нефть. США же подумывают об ограничениях против союзников России и компаний, которые помогают перевозить «черное золото».

Например, Вашингтон уже ввел санкции против турецкой компании Ice Pearl Navigation и компании Lumber Marine из ОАЭ. Были заблокированы танкеры Yasa Golden Bosphorus и SCF Primorye, перевозившие нефть по цене 80 и 75 долларов соответственно. Тем не менее, остановить так называемый «сумеречный флот» Западу, по мнению аналитиков, вряд ли удастся, ведь его участники изначально были готовы к тому, что могут попасть под санкции.

Тем не менее, по мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, на радикальные меры Запад не пойдет, так как это ударит по нему же.

Скорее всего, США будут стараться повысить издержки России по доставке и страхованию нефти, чтобы она получала меньше денег, но и это, учитывая «сумеречный флот», сделать будет непросто. В итоге РФ вполне может продолжать получать нефтяные сверхдоходы и компенсировать потери начала года.

— Скорее всего, в новых санкциях ЕС и США пойдут по пути отслеживания судов, которые участвуют в перевозке российской нефти, и запишут в черные списки сами танкеры, их собственников и, если найдут, то страховые компании, которые работают с «сумеречным флотом», — говорит Юшков. — Reuters уже сообщил, что Минфин США направил в компании запросы о ста танкерах, которые перевозят российскую нефть и нарушают санкции.

А то, что они нарушает санкции и не продают нефть по потолку цен, очевидно. Минфин РФ за октябрь насчитал среднюю стоимость российского сорта Urals в районе 81 доллара за баррель. Но, по большому счету, эти санкции не работали изначально, потому что дальневосточные сорта нашей нефти, и VSTO, и Sokol, и сахалинские сорта, ни разу не продавались ниже 60 долларов. Да, это более высококачественная нефть, менее сернистая и более легкая, чем Urals, но она тоже российская, и на нее должен распространяться потолок цены.

Напомню, что Запад объявил о том, что введет потолок цен, в июне-июле 2022 года, при этом санкции против нефти заработали только с 5 декабря 2022-го, против нефтепродуктов — 5 февраля 2023 года. У России был достаточно большой период для подготовки. За это время компании скупали на мировом рынке подержанные танкеры, которые теперь используются для перевозки российской нефти. Цена на нее постепенно растет, она превысила и 60, и 70, и даже 80 доллар за баррель.

Мы видим, что скидка на нашу нефть снижается. На санкционном пике она составляла до 35 долларов на каждый баррель, а сейчас это меньше 10 долларов. Очевидно, что потолок цены, как он задумывался, не работает.

«СП»: Если так, могут ли последовать со стороны Запада более жесткие меры против российской нефти, чтобы снова загнать ее в эти рамки?

— Любые жесткие меры сопряжены с риском того, что Россия сократит экспорт. А, значит, усугубится дефицит на мировом рынке, и вся нефть подорожает.

Получится странная ситуация: Россия будет продавать меньше нефти, но за счет выросшей цены будет зарабатывать, как и прежде, а вот страны Запада, которые введут ограничения, пострадают. Потому что подорожает-то вся нефть, а не только российская. В США и ЕС снова начнется рост инфляции и другие проблемы.

Поэтому я думаю, что радикальных мер не будут. Они ограничатся включением судов и судовладельцев в черные списки. Но все понимают, что это ни к чему не приведет. Просто потому, что эти компании давно готовы к санкциям и понимают, что их рано или поздно включат в списки. У них нет счетов в американских или европейских банках, они работают через национальные валюты, у них нет имущества в США и ЕС. Ну, попали и попали под санкции.

Их же не останавливают и не захватывают посреди океана. Будут чиниться и заправляться в азиатских портах, рассчитываться в нацвалютах. Ничего страшного не произойдет. Точно так же, как западные санкции не помешали российским судам достроить «Северный поток-2».

«СП»: Если у нас так все хорошо с доходами от нефти, почему в октябре Минфин отчитался о том, что они упали на 26 процентов с начала года?

— Внутри 2023 года ситуация по нефтяным доходам очень разная. Первый и второй кварталы действительно были пугающими, особенно если сравнивать с 2022 годом. Тогда сработал эффект перестроения рынка и страха перед потолком цен. 5 декабря начал действовать потолок и в этот же день вступило в силу европейское эмбарго.

России нужно было окончательно уходить на азиатские рынки, перенаправить туда физические потоки и опробовать свой «сумеречный флот». Никто не понимал, как именно это сделать. Все боялись санкционных рисков, поэтому России пришлось давать высокие скидки, чтобы компенсировать эти страхи и, к тому же, вытеснить с новых для себя рынков конкурентов.

По мере 2023 года, когда стало ясно, что логистика работает, никого не штрафуют, покупать можно, схемы оплаты выстроены, скидка начала уменьшаться, потому что риски стали уходить. Минфин также стимулировал компании к тому, чтобы они снижали скидки, каждый месяц снижая потолок возможного дисконта. Компании начали давить на потребителя, чтобы они платили больше, в итоге мы имеем 9−10 долларов скидки вместо 35.

Есть шанс, что к концу года мы выйдем по нефтяным доходам на то, что и планировалось. У нас в бюджете заложена средняя цена нефти в районе 70 долларов за баррель. По итогам января-октября этот показатель составил уже 61 доллар, правда, мы стали меньше экспортировать. Но при этом у нас сильно ослабел рубль — он был заложен в районе 74 за доллар, а сейчас он выше 92 рублей.

В рублевом выражении мы продаем нефть значительно дороже, чем планировали. Это позволяет компенсировать недополученные доходы первого полугодия и даже выйти в плюс. Возможно, дефицит бюджета будет даже меньше, чем запланированные 2%.

«СП»: Что, если США пригрозят санкциями покупателям российской нефти, чтобы снизить доходы от ее продажи?

— Думаю, на это они не пойдут. США все-таки сами нетто-импортеры нефти. Если они вызовут у России трудности с реализацией, то у них и самих могут начаться проблемы. Они будут пытаться пойти по пути увеличения издержек на логистику, страхование и так далее, чтобы России досталось меньше доходов, но ни в коем случае не будут препятствовать продажам.

Вот газ — другое дело. США сами являются экспортерами газа, и мы видим, что они открыто атакуют российские газовые проекты, например, «Арктик СПГ-2», пытаются их задушить. Они могут смело нападать на российские проекты и будут пытаться сделать так, чтобы их продукцию вообще нельзя было экспортировать.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 17.11.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики