Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Двигатель нового поколения»: как в России создаются агрегаты для газотранспортных систем

«Двигатель нового поколения»: как в России создаются агрегаты для газотранспортных систем

«Ростех» рассказал о начале стендовых испытаний нового газотурбинного двигателя

Объединённая двигателестроительная корпорация приступила к стендовым испытаниям первого опытного образца газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25. Эта установка — ключевой элемент газоперекачивающих агрегатов, которые обеспечивают транспортировку голубого топлива по трубопроводам. Двигатель обладает мощностью 25 МВт и отличается низким уровнем эмиссии вредных веществ. Прогнозный срок службы агрегата — не менее 120 тыс. часов. По словам аналитиков, производство подобного оборудования станет залогом безопасности российской энергетики.

Специалисты Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») приступили к стендовым испытаниям опытного образца газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25, сообщили RT в пресс-службе «Ростеха».

«В Уфе на предприятии Объединённой двигателестроительной корпорации, входящей в «Ростех», стартовали стендовые испытания первого опытного образца газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25 мощностью 25 МВт. Двигатель является ключевым элементом газоперекачивающих агрегатов, обеспечивающих необходимое давление при транспортировке газа по газопроводам», — заявили в госкорпорации.

По словам председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, это первая отечественная разработка с такими техническими характеристиками.

«Это двигатель нового поколения... А это значит, что мы с вами сегодня делаем очень большой шаг вперёд к нашему технологическому суверенитету в топливно-энергетическом комплексе. «Газпром», «Ростех» и ОДК — это стратегические партнёры, а разработка этого двигателя, без сомнения, новая веха в расширении нашего сотрудничества. Убеждён, что двигатель в скором времени станет серийной продукцией для «Газпрома», — приводит слова Миллера пресс-служба «Ростеха».

В свою очередь, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов отметил, что АЛ-41СТ-25 был разработан в рекордно короткие сроки.

«Это инновационный продукт с повышенными характеристиками эффективности, надёжности, экологичности. Он создан в рекордно короткие сроки — всего за два года, несмотря на кратно возросшую загрузку наших предприятий. Каждая такая разработка — ещё один шаг на пути к 100%-ной технологической независимости в топливно-энергетическом комплексе страны», — заявил он.

Генеральный директор ОДК, член бюро Центрального совета ООО «СоюзМаш России» Вадим Бадеха сообщил, что корпорация активно развивает направление индустриальных двигателей и проект АЛ-41СТ-25 имеет приоритетный статус среди программ компании.

«Первый опытный промышленный двигатель пятого поколения в России — это высокотехнологичный продукт, не уступающий по ряду ключевых характеристик лучшим мировым образцам в этом классе мощности», — подчеркнул Бадеха. 

В дальнейшем на базе газогенератора новой силовой установки планируется создать целое семейство высокоэффективных приводов для газоперекачивающих агрегатов мощностью до 42 МВт, добавил гендиректор ОДК.

С высоким КПД

Силовая установка АЛ-41СТ разработана специалистами уфимского предприятия «ОДК-УМПО» в рамках реализации соглашений между «Ростехом», ОДК, «Газпромом» и Республикой Башкортостан. В общей сложности над её созданием работали более 26 тыс. человек.

Расчётный коэффициент полезного действия двигателя достигает 39,1% с возможностью дальнейшего повышения до 40%, что превосходит показатели существующих аналогов этого класса, КПД которых не превышает 38,5%, отмечают в «Ростехе».

За счёт своих характеристик двигатель способен создавать более высокое давление в газотранспортной системе, что позволяет эксплуатировать его на протяжённых маршрутах и современных газопроводах с повышенным рабочим давлением.

Одно из основных преимуществ АЛ-41СТ — низкая эмиссия вредных веществ. По этому показателю аппарат соответствует требованиям как российских, так и международных экологических стандартов.

Помимо этого, агрегат может поддерживать заданную мощность при повышении температуры до +35 °C. Установка обладает ресурсом для наращивания мощности до 32 МВт без замены газогенератора.

Инженерам также удалось добиться высоких эксплуатационных показателей: межремонтный ресурс двигателя составляет 30 тыс. часов, а назначенный ресурс (общий срок службы) — 120 тыс. часов с возможностью продления до 150 тыс. часов. Эксплуатационная надёжность обеспечена за счёт применения ряда конструктивных элементов и технических решений, отработанных ранее на серийном двигателе АЛ-31СТ.

Как отмечается в материалах «Ростеха», использование промышленных газотурбинных двигателей пятого поколения АЛ-41СТ-25 на газоперекачивающих агрегатах компрессорных станций ПАО «Газпром» вместо существующих аналогов приведёт к экономии природного газа в объёме более 800 тыс. куб. м в год на каждой такой установке.

Ещё одно преимущество АЛ-41СТ-25 — быстрый ввод в эксплуатацию. Это качество было достигнуто в том числе за счёт применения электронного блока управления, который позволил избежать длительной отладки изделия при пусконаладочных работах. Кроме того, благодаря небольшим размерам АЛ-41СТ-25 характеризуется простотой в обслуживании.

Как ожидается, первый двигатель АЛ-41СТ-25 пройдёт опытно-промышленную эксплуатацию на компрессорной станции «Арская» ООО «Газпром трансгаз Казань». В дальнейшем, как сообщал ранее гендиректор компании «ОДК Инжиниринг» Андрей Воробьёв, эти турбины станут основой отечественных газоперекачивающих агрегатов нового поколения.

«Базис развития экономики»

Стоит отметить, что разработка АЛ-41СТ-25 реализуется на фоне действия западных санкций, которые затронули энергетический сектор российской экономики. Как отметил в ноябре этого года первый заместитель генерального директора «Ростеха» Владимир Артяков, из-за ухода с российского рынка зарубежных поставщиков ОДК столкнулась с повышенным спросом на свою продукцию.

«В классе турбин малой и средней мощности в России иностранная продукция занимает около четверти рынка, и теперь нам предстоит её заместить. В разработке находится линейка новых наземных силовых установок АЛ-41СТ», — заявил представитель «Ростеха».

По словам аналитиков, российские разработчики уже достигли определённых успехов в области импортозамещения.

«Сейчас мы заняты замещением газотурбинных систем, которые поставлялись компанией Siemens. Эти работы проходят в рамках общего тренда по импортозамещению. Здесь мы видим уже реальные успехи. Если приступили к испытаниям АЛ-41СТ, это означает, что запуск в серию этой установки не за горами», — сказал в беседе с RT руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник.

В свою очередь, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что России критически важно обладать собственными компетенциями в разработке энергетического оборудования.

«Мы должны обладать необходимыми навыками для производства любого оборудования, которое используется в энергетике. Неважно, турбины это или электротехническое оборудование. Потому что энергетика — это инфраструктура, это базис развития экономики», — заявил эксперт в комментарии RT.

Он подчеркнул, что наличие собственных технологий и готовых промышленных решений обеспечивает энергетическую безопасность страны.

«Поэтому продукция ОДК востребована. Главное, чтобы она была адекватна по сравнению с конкурентами и не была слишком дорогой или неэффективной. Если эти условия будут соблюдены, то российские аналоги импортного оборудования будут только приветствоваться нашими промышленными потребителями», — резюмировал аналитик.

Автор: Алексей Латышев

Источник: RT, 28.12.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики