Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» и ExxonMobil: доступ в Арктику в обмен на технологии

«Роснефть» и ExxonMobil: доступ в Арктику в обмен на технологии

Соглашение крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» и американского энергетического гиганта ExxonMobil о стратегическом сотрудничестве будет выгодно обеим компаниям, считают эксперты. Параметры соглашения еще будут уточняться, но уже сейчас эксперты подчеркивают, что ее условия интересней для «Роснефти», чем сорвавшаяся несколько месяцев назад сделка с British Petroleum (ВР).

По соглашению, подписанному 30 августа, «Роснефть» получит инвестиции и доступ к современным технологиям добычи, а ExxonMobil — возможность разрабатывать месторождения в богатой ресурсами Арктике, а также на Черном море.

Входной билет в Арктику

«Заключив соглашение с „Роснефтью“, ExxonMobil получит своего рода „входной билет“ в Арктику, где есть возможность поставить на баланс достаточно большие запасы нефти, — сказал обозревателю РИА Новости гендиректор Фонда национальной безопасности Константин Симонов. — Это основная выгода для американцев».

«В настоящее время запасы в Арктике — это единственный резерв для приращения запасов крупными добывающими компаниями», — заметил в беседе с РИА Новости аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Танурков.

Проблема в том, что США не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву. Это не позволяет им разграничить морские территории с другими странами и приступать к добыче на шельфе, пояснил Симонов. Отсюда выглядит достаточно логично стремление американской ExxonMobil начать сотрудничество с «Роснефтью» и «войти» в Арктику.

«Несмотря на то, что ExxonMobil работает в ста с лишним странах, рано или поздно они захотят работать в Арктике, а кто первый туда войдет, тот и будет иметь достаточно серьезные преимущества», — говорит Симонов.

Бонус для «Роснефти»

«Роснефть», заключив сделку, перекладывает 100% затрат на геологоразведку на ExxonMobil. «Это главный бонус для „Роснефти“, — считает Симонов. — Российской компании удалось найти партнера, который, оставаясь миноритарием с 33,33% акций, согласен нести первоначальные расходы на геологоразведку». Причем это условие в соглашении стимулирует ExxonMobil быстрее провести геологоразведку и поставить на свой баланс треть открытых запасов.

Соглашение откроет «Роснефти» доступ к современным технологиям добычи. Добыча в России смещается на восток и на север, в сложные геологические условия, объяснил Симонов. Советская нефтяная школа не занималась разработкой технологий добычи сырья на шельфе, а собственных наработок постсоветского периода в стране сейчас нет. В итоге Россия вынуждена привлекать партнеров, которые имеют опыт добычи в сложных условиях.

«Добыча в Арктике — это не просто добыча на шельфе, а на глубоководном шельфе, — рассуждает Василий Танурков. — Добыча в таких условиях гораздо дороже и требует совсем иных технологий». А ExxonMobil имеет богатый опыт освоения проектов по добыче нефти и газа как раз на арктическом шельфе — в Норвегии и Канаде, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «На континентальном шельфе в Норвегии американская компания добывает более 400 тысяч баррелей в сутки, что составляет 10% суточной нефтедобычи в стране, — рассказал Крюков. — На сегодняшний день ExxonMobil владеет всеми необходимыми технологиями».

Кроме того, ExxonMobil имеет технологии по добыче сланцевого газа. «Эти технологии, адаптировав, можно применить в Западной Сибири при добыче сланцевой нефти на месторождении Баженовская свита, — считает Виталий Крюков. — В России нет технологии по добыче такой нефти, а ее запасы исчисляются многими миллиардами тонн».

Для российской стороны заключенное соглашение важно с точки зрения имиджа. После срыва сделки с ВР для Роснефти было важно найти быструю замену, полагает Симонов.

Вторая попытка

Россия уже давно искала партнеров по разработке месторождений в Арктике. В начале года «Роснефть» обсуждала возможность партнерства на российском арктическом шельфе с британской компанией British Petroleum (ВР). 14 января стороны договорились о взаимном обмене акциями, в рамках которого российская компания могла получить 5% обыкновенных акций ВР в обмен на 9,5% своих акций. Кроме того, компании договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском шельфе Арктики. Однако по иску консорциума AAR, представляющего российских акционеров ТНК-BP («Альфа-групп», Access и «Ренова»), сделка была заблокирована.

Новое соглашение предусматривает возможность участия «Роснефти» в совместных проектах в Северной Америке и третьих странах, чего сделка с ВР не предполагала, говорит Василий Танурков. Впрочем, эксперт сомневается, что российская компания займется добычей в Техасе или в Мексиканском заливе. «Вряд ли „Роснефть“ возьмет на себя необходимые риски, и технологий добычи нефти на шельфе у россиян нет, — рассуждает Танурков. — Этот пункт соглашения похож на пустую декларацию». Скорее всего, «Роснефть» согласилась бы сотрудничать в Арктике и без уступок по доступу к месторождениям в Северной Америке.

Добыча — вместе, акции — врозь

Кроме того, новое соглашение в отличие от предыдущего, не содержит обязательств по обмену акциями компаний. «Скорее всего, компания ExxonMobil просто не согласилась на обмен акциями, — предполагает Константин Симонов. — Зимой компания ВР была более покладистой после аварии в Мексиканском заливе, ей были очень нужны хорошие новости, и она тогда пошла на обмен акциями». ExxonMobil в этой ситуации не было смысла отдавать свои акции.

«Именно отказ от обмена акциями привел к необходимости создания сложной конструкции, при которой стороны акциями не обмениваются, зато россияне входят в проекты на территории США, — говорит Симонов. — Это и имиджевый ход, и реализации идеи превращения „Роснефти“ в глобальную компанию».

Все эксперты говорят, что соглашение «Роснефти» с ExxonMobil более выгодное, чем несостоявшаяся сделка с ВР. «Обмен акциями — это лишь финансовая часть сделки. Куда важнее опыт участия в „живых“ проектах, в разработке месторождений на шельфе, который может получить Россия в результате подписания соглашения», — подчеркивает Виталий Крюков.

До чего договорились

Параметры сделки еще будут уточняться, но на данный момент понятно следующее. ExxonMobil получит 33,3% в совместном предприятии с «Роснефтью» по освоению трех Восточно-Приновоземельских участков в Карском море. Доля «Роснефти» составит 66,7%. Такие же доли участия предполагаются в СП по освоению участка Туапсинский прогиб в Черном море. Инвестиции в освоение российских проектов в Черном и Карском морях составят около 3,2 миллиарда долларов.

«Роснефть» сможет работать на площадках ExxonMobil на территории США — в Мексиканском заливе и в Техасе, а также в третьих странах. Компании также договорились совместно изучить возможности разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири.

По словам президента компании «Роснефть» Эдуарда Худайнатова, сделка позволит «создать первоклассную базу по освоению шельфа и повышению извлекаемости нефти».

Председатель Exxon Mobil Corporation Рекс Тиллерсон отметил, что столь масштабное партнерство позволит создать существенную дополнительную капитализацию для обеих компаний.

Совместные инвестиции оцениваются в 200–300 млрд долларов, совокупный экономический эффект — в 500 млрд долларов, заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий ТЭК.

Автор: Мария Селиванова

Источник:РИА Новости, 31.08.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики