Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Осложнение отношений с Украиной

Осложнение отношений с Украиной

За последние недели резко выросли риски новой «газовой войны» РФ и Украины. Киев использует все новые аргументы, выискивая предлог для разрыва газовых контрактов от января 2009 года. Вслед за обещаниями обратиться в Стокгольмский арбитраж появилась идея воспользоваться вероятным предстоящим приговором Юлии Тимошенко, которая – как будет вскоре «выяснено» – окажется откровенным «преступником». Но поскольку бывшую «оранжевую принцессу» защищает не только Россия, но и Брюссель с Вашингтоном, видящие в этом деле откровенную внутриукраинскую политическую подоплеку, потребовалась найти еще один способ разорвать контракт – путем ликвидации «Нафтогаза».

Москва пока демонстрирует жесткость, рассчитывая на отсутствие у Киева реальных намерений идти ва-банк, то есть разрывать контракты без решения международных арбитражных инстанций и начинать несанкционированный отбор топлива. Который, как показывает опыт прежних двух «газовых войн», Россия тут же называет воровством, после чего прекращает подачу всего газа в украинскую ГТС. В результате страдает репутация не только России, но и Украины – что и дает основания российской стороне надеяться, что на радикальный вариант руководители «Незалежной» все же не пойдут. Однако, учитывая посыпавшиеся обвинения личного плана российских и украинских руководителей в адрес друга – и их обоюдное нежелание выглядеть «слабаками» – все-таки нельзя исключать рисков перекрытия украинского транзита еще до конца 2011 года.

Принципиальным остается вопрос, на чью сторону встанет ЕС. В предыдущие разы Европа предпочитала выдерживать нейтралитет, да и сейчас Евросоюз предпочитает дистанцироваться от конфликта неспособных прийти к согласию России и Украины, заодно на всякий случай усиленно закупая газ в ПГХ (нынешние запасы в подземных хранилищах стран ЕС на 25-30% больше, чем в соответствующий период 2010 года). Но есть одно важное отличие – если раньше идея перенаправления украинского транзита на обходные трубопроводы была только идей, то сейчас, путем запуска первой ветки Nord Stream, Россия на материальном, ощутимом уровне прямо доказывает, что пусть и дорогой ценой, но способна решить «украинскую проблему». Хотя бы частично, а после запуска South Stream – и полностью. Для Европы это может стать доводом в пользу варианта с поддержкой России как игрока, который в любом случае сможет остаться ключевым энергетическим партнером Евросоюза. В отличие от Украины, которая после новой «газовой войны» (и, следовательно, легитимации строительства South Stream) рискует на десятилетия выпасть из пространства энергетических связей РФ и ЕС.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики