Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Осложнение отношений с Украиной

Осложнение отношений с Украиной

За последние недели резко выросли риски новой «газовой войны» РФ и Украины. Киев использует все новые аргументы, выискивая предлог для разрыва газовых контрактов от января 2009 года. Вслед за обещаниями обратиться в Стокгольмский арбитраж появилась идея воспользоваться вероятным предстоящим приговором Юлии Тимошенко, которая – как будет вскоре «выяснено» – окажется откровенным «преступником». Но поскольку бывшую «оранжевую принцессу» защищает не только Россия, но и Брюссель с Вашингтоном, видящие в этом деле откровенную внутриукраинскую политическую подоплеку, потребовалась найти еще один способ разорвать контракт – путем ликвидации «Нафтогаза».

Москва пока демонстрирует жесткость, рассчитывая на отсутствие у Киева реальных намерений идти ва-банк, то есть разрывать контракты без решения международных арбитражных инстанций и начинать несанкционированный отбор топлива. Который, как показывает опыт прежних двух «газовых войн», Россия тут же называет воровством, после чего прекращает подачу всего газа в украинскую ГТС. В результате страдает репутация не только России, но и Украины – что и дает основания российской стороне надеяться, что на радикальный вариант руководители «Незалежной» все же не пойдут. Однако, учитывая посыпавшиеся обвинения личного плана российских и украинских руководителей в адрес друга – и их обоюдное нежелание выглядеть «слабаками» – все-таки нельзя исключать рисков перекрытия украинского транзита еще до конца 2011 года.

Принципиальным остается вопрос, на чью сторону встанет ЕС. В предыдущие разы Европа предпочитала выдерживать нейтралитет, да и сейчас Евросоюз предпочитает дистанцироваться от конфликта неспособных прийти к согласию России и Украины, заодно на всякий случай усиленно закупая газ в ПГХ (нынешние запасы в подземных хранилищах стран ЕС на 25-30% больше, чем в соответствующий период 2010 года). Но есть одно важное отличие – если раньше идея перенаправления украинского транзита на обходные трубопроводы была только идей, то сейчас, путем запуска первой ветки Nord Stream, Россия на материальном, ощутимом уровне прямо доказывает, что пусть и дорогой ценой, но способна решить «украинскую проблему». Хотя бы частично, а после запуска South Stream – и полностью. Для Европы это может стать доводом в пользу варианта с поддержкой России как игрока, который в любом случае сможет остаться ключевым энергетическим партнером Евросоюза. В отличие от Украины, которая после новой «газовой войны» (и, следовательно, легитимации строительства South Stream) рискует на десятилетия выпасть из пространства энергетических связей РФ и ЕС.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики