Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Осложнение отношений с Украиной

Осложнение отношений с Украиной

За последние недели резко выросли риски новой «газовой войны» РФ и Украины. Киев использует все новые аргументы, выискивая предлог для разрыва газовых контрактов от января 2009 года. Вслед за обещаниями обратиться в Стокгольмский арбитраж появилась идея воспользоваться вероятным предстоящим приговором Юлии Тимошенко, которая – как будет вскоре «выяснено» – окажется откровенным «преступником». Но поскольку бывшую «оранжевую принцессу» защищает не только Россия, но и Брюссель с Вашингтоном, видящие в этом деле откровенную внутриукраинскую политическую подоплеку, потребовалась найти еще один способ разорвать контракт – путем ликвидации «Нафтогаза».

Москва пока демонстрирует жесткость, рассчитывая на отсутствие у Киева реальных намерений идти ва-банк, то есть разрывать контракты без решения международных арбитражных инстанций и начинать несанкционированный отбор топлива. Который, как показывает опыт прежних двух «газовых войн», Россия тут же называет воровством, после чего прекращает подачу всего газа в украинскую ГТС. В результате страдает репутация не только России, но и Украины – что и дает основания российской стороне надеяться, что на радикальный вариант руководители «Незалежной» все же не пойдут. Однако, учитывая посыпавшиеся обвинения личного плана российских и украинских руководителей в адрес друга – и их обоюдное нежелание выглядеть «слабаками» – все-таки нельзя исключать рисков перекрытия украинского транзита еще до конца 2011 года.

Принципиальным остается вопрос, на чью сторону встанет ЕС. В предыдущие разы Европа предпочитала выдерживать нейтралитет, да и сейчас Евросоюз предпочитает дистанцироваться от конфликта неспособных прийти к согласию России и Украины, заодно на всякий случай усиленно закупая газ в ПГХ (нынешние запасы в подземных хранилищах стран ЕС на 25-30% больше, чем в соответствующий период 2010 года). Но есть одно важное отличие – если раньше идея перенаправления украинского транзита на обходные трубопроводы была только идей, то сейчас, путем запуска первой ветки Nord Stream, Россия на материальном, ощутимом уровне прямо доказывает, что пусть и дорогой ценой, но способна решить «украинскую проблему». Хотя бы частично, а после запуска South Stream – и полностью. Для Европы это может стать доводом в пользу варианта с поддержкой России как игрока, который в любом случае сможет остаться ключевым энергетическим партнером Евросоюза. В отличие от Украины, которая после новой «газовой войны» (и, следовательно, легитимации строительства South Stream) рискует на десятилетия выпасть из пространства энергетических связей РФ и ЕС.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики