Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Азербайджан спорят о нефти

Россия и Азербайджан спорят о нефти

Москва хочет добиться согласия Азербайджана на использование зарезервированных мощностей нефтепровода Баку–Новороссийск по своему усмотрению. Но Азербайджан вполне устраивают условия соглашения, подписанного еще 15 лет назад.

В Баку во вторник вечером закончились переговоры по пересмотру объемов и платы за перекачку азербайджанской нефти по территории России в порт Новороссийска. Российская делегация летала внушительным составом. Возглавлял ее заместитель министра энергетики Анатолий Яновский, с ним были начальник отдела развития энергетических рынков и инвестиционных проектов за рубежом департамента международного сотрудничества Минэнерго Владимир Рощин, представители «Транснефти» и «Интер РАО». Все это для того, чтобы уговорить Баку пересмотреть соглашение, которое остается неизменным уже 15 лет. Со стороны Азербайджана переговоры возглавлял заместитель министра промышленности и энергетики Натик Аббасов.

Соглашение о транзите азербайджанской нефти в Новороссийск — одно из самых старых. Его подписали в 1996 году и с того момента не пересматривали. 

Наша страна предлагает теперь снизить закрепленную за Азербайджаном квоту (то есть гарантированную возможность прокачать по нефтепроводу Баку–Новороссийск), которая сейчас составляет в 5 млн т своей нефти в год. Дело в том, что реально Баку транспортирует по этому маршруту гораздо меньше черного золота. В 2011 году ее будет всего 2 млн т. На 2012 год запланировано и вовсе 1,7 млн т. Снижение объемов в азербайджанской национальной нефтяной компании SOCAR объясняют ростом переработки сырья внутри страны для удовлетворения увеличившегося спроса на нефтепродукты. Правда, в прошлом по российской трубе было прокачано еще меньше энергоресурсов. В 2008 году — 1,2 млн т нефти, в 2007 и 2006 годах — по 1,2 млн т, в 2005-м — 1,6 млн т. 

Теперь «Транснефть» (эта компания управляет российской частью нефтепровода Баку-Новороссийск) нашла, чем заполнить простаивающие мощности. «Лукойл» начал добычу на своих дагестанских месторождениях на шельфе Каспийского моря. Нефть с них идет в Новороссийск той же трубой, но каждый год приходится пересматривать объем. 

Однако обратно российские переговорщики вернулись ни с чем — менять что-либо в договоре партнеры категорически отказались. 

— Соглашение было подписано в 1996 году нашим национальным лидером Гейдаром Алиевым и премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Договор нас полностью устраивает, — заявил «Известиям» Натик Аббасов. 

И Азербайджан готов его соблюдать, хотя мог бы транспортировать всю нефть по нефтепроводу Баку-Супса через Грузию, не теряя в качестве.

— Не все можно измерить деньгами. 70 лет мы жили в одном государстве, Россия для нас братская страна. Сотрудничество нам интересно, думаю, так же считают и в Москве, — говорит заместитель министра. 

Разговор закончился ничем: стороны обменялись взаимными претензиями и разошлись, рассказывает знакомый с ходом переговоров директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан. 

— «Транснефть» хочет повысить тариф, потому что много теряет на воровстве из нефтепровода в Дагестане и хочет эти потери компенсировать. Они просят увеличить прокачку хотя бы до 4 млн т. Но ясно, что таких объемов в стране нет. Россия прекрасно это понимает, — говорит Ильхам Шабан. — Зато Азербайджан имеет хорошую танкерную флотилию на Каспии и может использовать ее для загрузки в нефтепровод, принадлежащий Туркмении. 

На это не согласна уже Россия. К тому же при транспортировке легкая бакинская нефть смешивается с тяжелой и сернистой российской. В итоге цена смеси снижается и Азербайджан ежегодно теряет на этом $30 млн. Баку может хоть завтра отказаться от поставок в Новороссийск и всю свою нефть отправить по нефтепроводу Баку–Супса через Грузию. Это ликвидирует потери, считает эксперт. 

— Но до отказа от транспортировке нефти в Новороссийск не дойдет. На уровне хозяйствующих субъектов такой вопрос никто поднимать не станет, а президенты наших стран Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев при встрече скорее всего об этом промолчат. Так что и в 2012 году азербайджанская нефть потечет по нефтепроводу в Новороссийск в заявленных объемах — 2,2 млн т — и по прежнему транзитному тарифу $15,67 за тонну. 

Вести переговоры с Азербайджаном действительно трудно, соглашаются российские эксперты. Баку имеет большие амбиции стать крупнейшим в регионе экспортером нефти и газа. Например, страна пообещала поставлять газ в «антироссийский» газопровод «Набукко» и экспортирует нефть в Грузию и Турцию.

— Азербайджан действительно не испытывает дефицита в транзитных мощностях. Есть до сих пор не заполненный нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. Нефтепровод Баку–Самса тоже не загружен полностью, хотя туда поступает нефть, которую танкерами доставляют из Казахстана. Запасы нефти в Азербайджане не позволяют наращивать ее добычу. Так что свободные транзитные мощности в обозримой перспективе останутся, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Поэтому если Азербайджан соглашение действительно устраивает, подвинуть страну к его пересмотру вряд ли удастся. 

В Минэнерго России и «Транснефти» от комментариев отказались.

Автор: Павел Арабов

Источник: Известия, 07.09.2011
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики