Главная > Актуальные комментарии > Скоро в нефтегазе > «Конец света». Спасение российской энергетики обойдётся в 11,1 трлн рублей

«Конец света». Спасение российской энергетики обойдётся в 11,1 трлн рублей

В Правительстве России подготовлена программа модернизации электроэнергетики

Выяснилось, что до 2020 г. в отрасль нужно влить гигантские деньги — 11,1 трлн руб. Иначе из-за изношенности оборудования в разных уголках страны периодически будет происходить «конец света», а стоимость электроэнергии взлетит так, что оставит без штанов полстраны.

На «капремонт» государство планирует выделять льготные кредиты и средства, полученные от продажи госпакетов в энергокомпаниях. Дело это правильное и нужное. Вот только непонятно, почему груз этих забот ложится на государственные плечи, ведь после реформы РАО ЕЭС российская электроэнергетика обрела частных собственников?

Реформа провалилась

Главной целью реформы РАО ЕЭС было создание конкурентного энергетического рынка и за счёт этого снижение цен для потребителей. Но этого не произошло. Наоборот, согласно расчётам, предоставленным «АиФ» Владимиром Непомнящим, профессором, академиком РАЕН, тарифы выросли во всех секторах электроэнергетической системы. Так, за последние 6 лет электроэнергия, получаемая от гидроэлектростанций (ГЭС), подорожала в 9,26 раза, а «свет» от теплоэлект­ростанций (ТЭС) — в 7,6 раза. При этом себестоимость росла гораздо более скромными темпами, а значит, инфляцией и ростом затрат на производство энергии это бешеное увеличение не объяснишь.

— Реформа, которая официально считается успешной, фактически провалилась, — рассказал «АиФ» Александр Пасечник, руководитель аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности. — Выиграли от неё только новые хозяева энергокомпаний, которые получили лакомые куски госсобственности в обмен на обещания их модернизировать. О том, что значительная часть этих обещаний не выполнена, известно уже давно.

Премьер-министр В. Путин ещё в прошлом году заявил от том, что собственники энерго­активов уклоняются от своих обязательств по инвестициям. Из 450 млрд руб., полученных за счёт выпуска дополнительных акций ОГК и ТГК (объединённые и территориальные генерирующие компании), в отрасль было вложено всего 270 млрд руб., а часть денег ушла на покупку непрофильных активов.

 

Отчасти нежелание вкладываться в отрасль было связано с кризисом 2008 г. Потребление энергии тогда значительно снизилось, а значит, и строительство новых мощностей, по мнению хозяев энергообъектов, стало не столь актуально. Зато по-прежнему актуальными, несмотря на кризис, остаются фантастические зарплаты топ-менеджеров энергокомпаний. По данным Института естественных монополий, они превышают средние в отрасли в 70-100 (!) раз. Для сравнения: в советские времена эта разница составляла 3-5 раз.

Рвётся, где тонко

— На сегодня изношенность сетевого хозяйства достигает 70-80%, 17 крупнейших ТЭЦ страны изношены на 85%, а оборудование гидроэлектростанций — на 80%, — объяснил Александр Пасечник. — Угрозы такого состояния энергетики некоторые потребители уже смогли прочувствовать на себе. Вспомните последствия ледяного дождя в Подмосковье, отключение света в Петербурге, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС и прочие коллапсы в энергетической системе страны. В такой ситуации абсолютно логично, что государство пытается взять под контроль привлечение инвестиций для модернизации отрасли. Но как это будет сделано, пока непонятно. Отечественный бизнес в энергетику вкладываться не спешит. Иностранцы, и так присутствующие в этой сфере, крайне недовольны, что государство сдерживает тарифы в преддверии выборов, так как хотели отбить свои вложения именно за счёт их роста. Поэтому расширять своё присутствие на рынке они вряд ли будут. При этом всё больше энергоактивов сейчас возвращается в собственность государства. Укрупняются «Интер РАО», «Газпром энергохолдинг», «РусГидро». То есть фактически рынок электроэнергии вновь начинает монополизироваться (Федеральная антимонопольная служба об этом предупреждала и пытается противостоять этому). А это ещё раз подтверждает то, что энергореформа, направленная на создание конкурент­ной среды в отрасли и, как следствие, на снижение тарифов, была «сырой» и недостаточно взвешенной.

Выхода два, считают эксперты: либо повышать тарифы, либо вливать госсредства. Видимо, в жизнь претворят оба сценария.

Автор: Виктория Гудкова

Источник: Аргументы и факты, 07.09.2011


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики