Главная > Актуальные комментарии > Скоро в нефтегазе > «Конец света». Спасение российской энергетики обойдётся в 11,1 трлн рублей

«Конец света». Спасение российской энергетики обойдётся в 11,1 трлн рублей

В Правительстве России подготовлена программа модернизации электроэнергетики

Выяснилось, что до 2020 г. в отрасль нужно влить гигантские деньги — 11,1 трлн руб. Иначе из-за изношенности оборудования в разных уголках страны периодически будет происходить «конец света», а стоимость электроэнергии взлетит так, что оставит без штанов полстраны.

На «капремонт» государство планирует выделять льготные кредиты и средства, полученные от продажи госпакетов в энергокомпаниях. Дело это правильное и нужное. Вот только непонятно, почему груз этих забот ложится на государственные плечи, ведь после реформы РАО ЕЭС российская электроэнергетика обрела частных собственников?

Реформа провалилась

Главной целью реформы РАО ЕЭС было создание конкурентного энергетического рынка и за счёт этого снижение цен для потребителей. Но этого не произошло. Наоборот, согласно расчётам, предоставленным «АиФ» Владимиром Непомнящим, профессором, академиком РАЕН, тарифы выросли во всех секторах электроэнергетической системы. Так, за последние 6 лет электроэнергия, получаемая от гидроэлектростанций (ГЭС), подорожала в 9,26 раза, а «свет» от теплоэлект­ростанций (ТЭС) — в 7,6 раза. При этом себестоимость росла гораздо более скромными темпами, а значит, инфляцией и ростом затрат на производство энергии это бешеное увеличение не объяснишь.

— Реформа, которая официально считается успешной, фактически провалилась, — рассказал «АиФ» Александр Пасечник, руководитель аналитического отдела Фонда национальной энергетической безопасности. — Выиграли от неё только новые хозяева энергокомпаний, которые получили лакомые куски госсобственности в обмен на обещания их модернизировать. О том, что значительная часть этих обещаний не выполнена, известно уже давно.

Премьер-министр В. Путин ещё в прошлом году заявил от том, что собственники энерго­активов уклоняются от своих обязательств по инвестициям. Из 450 млрд руб., полученных за счёт выпуска дополнительных акций ОГК и ТГК (объединённые и территориальные генерирующие компании), в отрасль было вложено всего 270 млрд руб., а часть денег ушла на покупку непрофильных активов.

 

Отчасти нежелание вкладываться в отрасль было связано с кризисом 2008 г. Потребление энергии тогда значительно снизилось, а значит, и строительство новых мощностей, по мнению хозяев энергообъектов, стало не столь актуально. Зато по-прежнему актуальными, несмотря на кризис, остаются фантастические зарплаты топ-менеджеров энергокомпаний. По данным Института естественных монополий, они превышают средние в отрасли в 70-100 (!) раз. Для сравнения: в советские времена эта разница составляла 3-5 раз.

Рвётся, где тонко

— На сегодня изношенность сетевого хозяйства достигает 70-80%, 17 крупнейших ТЭЦ страны изношены на 85%, а оборудование гидроэлектростанций — на 80%, — объяснил Александр Пасечник. — Угрозы такого состояния энергетики некоторые потребители уже смогли прочувствовать на себе. Вспомните последствия ледяного дождя в Подмосковье, отключение света в Петербурге, аварию на Саяно-Шушенской ГЭС и прочие коллапсы в энергетической системе страны. В такой ситуации абсолютно логично, что государство пытается взять под контроль привлечение инвестиций для модернизации отрасли. Но как это будет сделано, пока непонятно. Отечественный бизнес в энергетику вкладываться не спешит. Иностранцы, и так присутствующие в этой сфере, крайне недовольны, что государство сдерживает тарифы в преддверии выборов, так как хотели отбить свои вложения именно за счёт их роста. Поэтому расширять своё присутствие на рынке они вряд ли будут. При этом всё больше энергоактивов сейчас возвращается в собственность государства. Укрупняются «Интер РАО», «Газпром энергохолдинг», «РусГидро». То есть фактически рынок электроэнергии вновь начинает монополизироваться (Федеральная антимонопольная служба об этом предупреждала и пытается противостоять этому). А это ещё раз подтверждает то, что энергореформа, направленная на создание конкурент­ной среды в отрасли и, как следствие, на снижение тарифов, была «сырой» и недостаточно взвешенной.

Выхода два, считают эксперты: либо повышать тарифы, либо вливать госсредства. Видимо, в жизнь претворят оба сценария.

Автор: Виктория Гудкова

Источник: Аргументы и факты, 07.09.2011


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики