Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Журналистам! Комментарии экспертов ФНЭБ о проблеме газификации российских регионов

Журналистам! Комментарии экспертов ФНЭБ о проблеме газификации российских регионов

Обсуждение проблемы газификации российских регионов получает дальнейшее развитие. И это уже связано с президентской кампанией - многие эксперты ранее думали, что газификация двигается как предвыборный проект председателя совета директоров «Газпрома» Дмитрия Медведева. На самом деле газификация является актуальной темой в независимости от президентских шансов Медведева.


27-29 ноября в Казани пройдет Ежегодная международная специализированная выставка Gaz Industry, которая предоставит возможность оценить состояние и темпы газификации регионов России.


В настоящее время средний уровень газификации составляет в РФ 53%, но в отдельных регионах – всего около 30%. «Газпромом» была разработана собственная программа газификации регионов России на 2005–2007 гг., которая поддерживается правительством РФ. Она должна затронуть 58 регионов России. Уровень газификации страны оставляет желать лучшего, несмотря на то, что Россия является крупнейшей газовой державой. 

Аналитики ФНЭБ считают, что на сегодня потребления газа регионами России складывается неравномерно. В региональном разрезе наибольшее количество потребителей было сосредоточено в Центральном ФО – 34% общего потребления газа, Приволжском ФО – 32% и Южном ФО – 14%. Урал и Сибирь потребляют 7% и 3 % газа соответственно. О Дальнем Востоке как о серьезном потребителе газа пока говорить не приходится.
Получается, что европейская часть и юг страны газифицированы, а восток остается негазифицированной частью. В результате весь восток оторван от государства, что является серьезнейшей геополитической проблемой. Только единая система газоснабжения способна связать запад и восток страны. Согласно Программе газификации регионов России к концу 2008 года средний уровень газификации России должен достичь 65 % (в том числе в городах – 71%, а в сельской местности — 47%).


Возникает вопрос о том, разумно ли газифицировать страну, если  цена на газ будет расти и он постепенно будет замещаться на внутреннем рынке углем, торфом или мазутом. В ближайшие годы планируется заметное повышение регулируемых цен на газ, а с 2011 г. переход на новую форму цен: европейская цена минус транспортные издержки. Вероятно, что рост цен на газ до европейского уровня в той или иной мере изменит структуру энергопотребления в стране. Но этот вовсе не означает, что мы должны лишить населения доступа к газу. Задачи газификации не ограничиваются лишь плоско понимаемой экономической целесообразностью – нужно рассматривать газификацию прежде всего как геополитическую задачу. ЕСГ на востоке должна, по сути, включить эти территории в экономический оборот и защитить их от возможной экспансии со стороны соседей.

Пресс-служба ФНЭБ

Опубликовано: 26.11.2007


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики