Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Перспективы и ограничения для «Южного транспортного коридора»

Перспективы и ограничения для «Южного транспортного коридора»

На днях пришли сразу две новости о подвижках в реализации идеи «Южного транспортного коридора». Во-первых, Совет Европейского союза (Совет Министров) одобрил мандат Еврокомиссии на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о строительстве Транскаспийского газопровода. По нему, если проект будет реализован, туркменский газ будет транспортироваться через Азербайджан и Грузию в Турцию, а оттуда – в Европу. Во-вторых, французская компания Total объявила об обнаружении крупного газового месторождения «Апшерон» на азербайджанском шельфе Каспийского моря. Объем новых запасов пока неизвестен, но уже существуют предварительные оценки: 300–350 млрд кубометров газа и 40–50 млн тонн газового конденсата.

Однако есть серьезные сомнения в том, что упомянутые новости означают реальный прогресс «Южного транспортного коридора». Азербайджан, как и Туркмения, пытаются убедить всех потребителей в наличии у себя возможности резко увеличить добычу и поставлять газ в течение многих десятилетий. Но реальных, признанных на международном уровне доказательств серьезного приращения запасов до сих пор нет. Например, туркменские оценки относительно собственных запасов «голубого топлива» серьезно отличаются от тех данных, которые показывают авторитетные статистические отчеты ВР. Посмотрим, как следующим летом ВР отреагирует на новые «открытия» в Азербайджане. В любом случае на азербайджанский газ претендует сразу столько много проектов (помимо Nabucco это ITGI, TAP, AGRI, White Stream, российские предложения), что ресурсов для них для всех однозначно не хватит.

Много сомнений и относительно реальной готовности ЕС добиться строительства Транскаспийского газопровода вопреки воле Москвы. Каспий до сих пор не поделен между прибрежными странами. Вероятно, вскоре предстоит масштабная «война интерпретаций» международного права относительно норм работы в Каспийском море. Случай этот довольно запутанный – в частности, неясно, будет ли применяться к «морю-озеру» международное морское право и соответствующая конвенция ООН от 1982 года.

 Многое будет зависеть не только от отношений между Москвой и соседями по Каспию и между Москвой и Брюсселем. Иметь значение будут и сложные отношений между самими малыми государствами Каспия, которые далеки от идеальных. У того же Баку продолжается спор с Ашхабадом за месторождение Кяпаз (в Туркмении известно как Сердар). Но отношения этих двух стран все же улучшились. Зато Иран препятствовал азербайджанским нефтяным разработкам в спорной территории уже между этими двумя странами, заодно обвиняя Баку в «милитаризации Каспия», в том числе в военном сотрудничестве с американцами. Идут споры и по вопросу обеспечения гражданских прав огромной (около 20 млн) диаспоры этнических азербайджанцев в Иране.

Не говоря уже о том, что Иран является потенциально главной угрозой для экспортных планов Азербайджана и Туркмении на ближайшие 10-15 лет. Поскольку в случае нормализации отношений с Западом Тегеран благодаря своим запасам способен очень быстро изменить весь расклад сил на европейском (и не только европейском) газовом рынке. Подобные конфликты и опасения препятствуют достижению каспийскими странами консенсусных позиций, а заодно и снижают шансы на реализацию проектов вроде Транскаспия.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики